22.12.2015

Аферы
вскрыты прокуратурой / ЖКХ-Контроль

«Красное знамя Севера» вместе с прокурором Республики Коми Сергеем Бажутовым в эксклюзивном интервью подводит итоги года в области контроля надзорного ведомства за сферой ЖКХ.

1_1.jpg

Имиджевые потери

– Сергей Александрович, прокуратура Коми вносила информацию бывшему Главе республики и представление в Минархстрой о необходимости проведения госэкспертизы проектов строительства объектов, возведение которых должно осуществляться за бюджетный счет. Новый руководитель региона Сергей Гапликов издал соответствующий указ. Что изменится в сфере капстроительства? Ряд мэров возмущаются такими минусами, как удорожание строек и растягивание по времени графиков возведения объектов.
– Госэкспертиза – одна из форм предварительной проверки, позволяющей на начальных этапах устранить недостатки предстоящего строительства. Суть проверки в том, чтобы подтвердить соответствие проектной документации техрегламентам, требованиям строительных норм и правил.
Положительное заключение гос-экспертизы – одна из гарантий качества и безопасности объекта, как с точки зрения предлагаемых конструктивных и технических решений, так и стройматериалов. Предварительная проработка проектной документации позволит исключить ошибки проектировщиков.
Как это произошло с проектом дома в рамках программы переселения граждан из аварийного жилья в Троицко-Печорском районе, которым не предусматривались даже лестничные пролеты между этажами. Доработка документации на этапе ее проектирования и согласования позволяет уйти от многих проблем, которые могут возникнуть в ходе строительства, следовательно, сказаться на его стоимости и сроках.
Еще один немаловажный фактор: строительство объектов, возводимых по проектам, которые не проходили госэкспертизу, не сопровождается госстройнадзором. Бюджетные стройки оказываются лишены контроля и на данной стадии. Считаю непродуктивными дискуссии на тему необходимости госэкспертизы. Да, она требует временных и финансовых затрат, но ее игнорирование обходится дороже.
Итог несоблюдения этой нормы на протяжении последних лет – неэффективно использованные средства бюджета, дополнительные расходы на приведение некачественного жилья и других объектов (в частности, детских садов) в нормативное состояние, нарушение сроков их сдачи в эксплуатацию, уголовные дела в отношении муниципальных заказчиков и подрядчиков. И, что немаловажно, все вышесказанное относится к имиджевым потерям исполнительной власти.

Удар по бюджету

– Сергей Александрович, каковы в 2015-ом наиболее крупные результаты проверок в ЖКХ органами прокуратуры в Коми?
– Наше внимание было сконцентрировано на выявлении фактов неправомерного завладения финансовыми ресурсами в ЖКХ. Итог в виде 35-ти уголовных дел свидетельствует о том, что мы выбрали правильное направление. К примеру, в Инте прокуратура инициировала возбуждение семи уголовных дел в отношении руководителей управляющих организаций и ТСЖ.
Они похищали средства, подлежащие зачислению в местный бюджет в счет платы за наем муниципального жилья. Ущерб превысил шесть миллионов рублей. Помимо этого реализовывали схемы, с помощью которых скрывали доходы возглавляемых ими организаций и уклонялись от расчетов с ресурсниками. Поступавшие от населения платежи перечислялись не на счета управляющих компаний, а аккумулировались в ООО «Городская управляющая компания».
Накапливались долги перед поставщиками коммунальных ресурсов, однако даже при наличии решений судов кредиторы не имели возможности взыскать долги с управляющих компаний: на счетах было пусто, а ООО «Городская управляющая компания» формально в договорных отношениях с ресурсниками не состояла.
По итогам проверок выявлены злоупотребления в деятельности должностных лиц местного само-управления, которые вопреки интересам местных бюджетов при приемке строительства домов в рамках программы переселения оплачивали работы, фактически не выполненные либо низкого качества. Так, расследуются уголовные дела в отношении экс-руководителя администрации Прилузского района Ивана Рожицына, бывшего замглавы администрации Сыктывкара Вячеслава Козъякова.
Не остаются без внимания прокуроров вопросы качества коммунальных услуг и законности взимания платы за них. По результатам прокурорского вмешательства удалось добиться снижения на 10 процентов тарифа на водоснабжение для жителей Ухты (МУП «Ухтаводоканал» в расчеты тарифа на очередной период регулирования включило необоснованные расходы более чем на 50 миллионов рублей).
Не все ресурсоснабжающие организации исполнили требования законодательства об энергоэффективности в части оснащения объектов общедомовыми приборами учета.
А в деятельности отдельных теплоснабжающих организаций установлено, что они не обеспечивают нормативные запасы как основного, так и резервного топлива. В условиях отопительного сезона эта тема не может быть оставлена без внимания прокуроров.

«Просто воровали…»

– Главы муниципалитетов иногда сетуют, что получают предписания прокуратуры в связи с невыполнением требований закона, однако устранить нарушения им мешает дефицит средств. Как действовать главам поселений, если спектр возложенных на них законом обязанностей не может быть реализован из-за отсутствия возможностей?
– Вопросы местного значения муниципальных образований регламентированы федеральным законодательством. При этом закон не ставит их реализацию в зависимость от финансовых возможностей, хотя мы этот фактор учитываем. Если к нам поступила жалоба с указанием на конкретное нарушение, к примеру, на неочищенные улицы в каком-нибудь поселке, что препятствует проезду машин «скорой помощи», транспорту МЧС, полиции, – мы не можем не отреагировать.
Главам городов и районов следует избегать непродуктивных расходов, работать на пополнение бюджета, а не наоборот. К сожалению, у нас в регионе немало примеров, когда мэры вместо выстраивания прямых отношений, основанных на законе и направленных на увеличение доходов бюджета, создавали схемы с прослойками в виде коммерческих структур, в которых оседали причитающиеся муниципалитетам средства. Другие градоначальники просто воровали бюджетные деньги.
Так, бывшие руководители администраций Княжпогостского и Усть-Вымского районов вместо того, чтобы сдать в аренду газовикам землю и получать в бюджет доходы, передали участки за копейки предпринимателям. А те с выгодой для себя сдавали их в субаренду для строительства газопроводов.
Бывший глава администрации столицы Коми Иван Поздеев с нарушениями закона передавал застройщикам участки для возведения домов. Бюджет Сыктывкара терял миллионы рублей: земли передавались по цене, в десять раз меньше их кадастровой стоимости и без конкурсных процедур. По закону эти участки подлежали реализации на торгах, где начальная минимальная цена равняется кадастровой стоимости.
В Воркуте здания двух общежитий были переданы в управление ООО «Параллель», директор которого (он же депутат местного Совета) Владислав Попов сдавал их на условиях коммерческого найма.
Все эти лица стали фигурантами уголовных дел, и хорошо, если для других чиновников это послужит примером, как поступать не следует. Поэтому прежде чем жаловаться, местным руководителям нужно задуматься обо всех возможностях по пополнению казны.
К примеру, взыскивать долги за использование муниципального имущества, в том числе предоставляемого по соцнайму жилья. Настойчивость и принципиальность главам муниципалитетов важно проявлять вот в этих вопросах, а не в оспаривании законных требований прокуратуры.

Беседовала Дарья ШУЧАЛИНА
Фото автора

1086

Добавить комментарий

Комментарии (0)