11.12.2015

Стареет
малый бизнес / В тему

Через неделю врио Главы Коми Сергей Гапликов планирует встречу с представителями общественных объединений предпринимателей. «Красное знамя Севера» приурочивает к предстоящему событию серию интервью с их лидерами для того, чтобы вместе разобраться: чего на сегодня не хватает для счастья малому бизнесу в регионе? Первая беседа у нас в редакции состоялась с вице-председателем регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Павлом Поташовым.

Поташов_1.jpg

Передавать некому…

– Павел Валентинович, как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в малом бизнесе Коми?
– Ежегодно в рамках дней предпринимательства я выступаю с лекциями перед студентами. Раньше на мой вопрос – у кого родители работают в малом бизнесе – примерно половина поднимала руки. Такая же реакция следовала и на вопрос о желании открыть свое дело. В этом году никто не поднял рук ни на первый, ни на второй вопросы. Малый бизнес, увы, стареет. Люди, которые в 1990-ые волею судьбы попали в коммерцию, сейчас с удовольствием бы оставили ее.
– Что мешает?
– Передать некому.
– Почему, несмотря на господдержку, молодежь не спешит в бизнес?
– Одна из основных причин: тернистый доступ к «дешевым» и «длинным» деньгам. Да, государство предпринимает определенные шаги – это и возможность приобретения оборудования в лизинг, и строительство производственных площадей, и многое другое.
Однако главные сегменты малого бизнеса в республике – торговля и сфера услуг. Это самые уязвимые направления с точки зрения воздействия внешних факторов. К тому же предприниматели в этой нише предоставлены сами себе. Стереотип прочен в сознании общества и власти: дескать, торговля выживет сама.
– Павел Валентинович, с какими текущими проблемами чаще всего сталкиваются деловые люди в нашей республике?
– Растет конкурентная среда в связи с приходом на республиканский и городской рынки крупных сетевых компаний. Кроме того, регулярно вводятся новые правила работы. Сейчас обсуждается введение контрольно-кассовой техники для тех, кто оплачивает единый налог на вмененный доход (с 2018-го его вообще собираются отменить) и пользуется патентами. Плюс – постоянно растущие процентные ставки по кредитам банков.
На форумах предприниматели призывают к мораторию на изменение законодательства, затрагивающего интересы малого бизнеса. Они готовы платить налоги и быстро приспосабливаться к правилам игры, но они не должны меняться до бесконечности.

Возврат в «подполье»

– Президент ставит в приоритет поддержку предпринимательства…
– В одном из последних заявлений Владимир Путин пообещал, что в 2016-ом налоги повышать не будут. Хорошо! А что будет с неналоговыми платежами (торговые, экологические сборы, страховые взносы, плата за выброс загрязняющих веществ и др.)? По размерам отчислений они соперничают с налогами.
– По поручению главы государства для предпринимателей ввели налоговые каникулы, отменили проверки, сократили количество контрольно-надзорных органов. Условия для работы, на первый взгляд, становятся все комфортней. Так отчего нововведения не служат толчком к развитию экономики?
– Ситуация такова, что маржинальность бизнеса крайне низкая. При общем падении товарооборота растут расходы на содержание, что ведет к ликвидации бизнеса, либо к уходу в тень. Около 15-ти миллионов россиян занимаются коммерцией, но при этом не несут социальной ответственности и не платят налоги. Более половины малых городов России в зоне «гаражной экономики».
– Что делать для их легализации?
– Создать условия, при которых это окажется целесообразно. На совещаниях чиновников я постоянно слышу: надо ввести санкции, чтобы бизнесмены боялись сидеть в «подполье». Но никто не говорит о стимулах.
Ярчайший пример – ситуация в сфере услуг такси. Мы в региональном отделении «ОПОРА РОССИИ» предприняли комплекс мер, чтобы таксисты остались в правовом поле с введением системы лицензирования этого вида деятельности. Убеждали их платить налоги. Многие поверили: оформили патенты, платили исправно 14-процентный единый социальный налог. И что? Государство его отменило, увеличив отчисления во внебюджетные фонды до 34,2 процента. Это повлекло массовую сдачу патентов.

Проблемы – с мэрами

– В Коми немало программ гос-
поддержки начинающих предпринимателей. Они действенны?
– Бесспорно. Но! Ежегодно часть средств, выделяемых на поддержку малого бизнеса, остается невостребованной. Учреждения работают разрозненно.
По Указу Президента в 2015-ом создана Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства. Было бы неплохо, если бы этот институт имел региональное представительство в Коми и координировал работу многочисленных ведомств в части развития предпринимательства.
Важно и другое: чтобы в составе новой структуры исполнительной власти региона (заработает с 2016-го) было определено конкретное должностное лицо, отвечающее за развитие малого бизнеса.
– По данным «Красного знамени Севера», врио Главы Коми Сергей Гапликов наметил на 22 декабря диалог с представителями делового сообщества. Чего ждать от этой встречи?
– Она должна стать точкой отсчета нового витка развития малого бизнеса. Проблемы находятся в трех плоскостях: федеральной, региональной и муниципальной. С властями первых двух уровней взаимодействовать мы научились, а вот на местах сложности остаются.
Казалось бы, руководители городов и районов должны быть заинтересованы в успехе предпринимателей. Кроме наполнения бюджетов они обеспечивают рабочие места. На деле же чиновники в лучшем случае их просто игнорируют.
– А удачные примеры есть?
– Усть-Куломский район: там, несмотря на скромные возможности казны, предприниматели получают всестороннюю поддержку.
– Павел Валентинович, вызрели ли конкретные предложения в адрес нового руководителя региона?
– Разумеется. На предстоящем через неделю совещании мы рассчитываем, в частности, предложить Сергею Анатольевичу Гапликову обратить внимание на критерии оценки эффективности деятельности глав муниципалитетов. Развитие малого и среднего бизнеса должно быть одним из приоритетов.

Беседовала Геня ДЖАВРШЯН
Фото автора

Взгляд в прошлое

В 14-ом веке через владения жестокого правителя Тамерлана, залившего кровью Азию и Восток, проходил тысячекилометровый участок Великого Шелкового Пути.
По его распоряжению для обеспечения безопасности движения на расстоянии десяти километров друг от друга были сооружены караван-сараи (строения, служащие стоянками для торговцев).
Если в пределах его досягаемости грабили караван, то караван-баши (начальник караван-сарая) вносил в бюджет государства четыре цены награбленного. А караванщику, потерявшему товар, выплачивал две цены.
Таким образом, на всем участке Великого Шелкового Пути удалось полностью прекратить мародерство. Купцы облагались незначительной пошлиной и дорожным налогом, получая взамен гарантию безопасности и проводников. Такие меры способствовали стремительному развитию торговли.
Став правителем, Тамерлан в два раза снизил налоги, что позволило увеличить поступления в казну… в четыре раза! По его указу ремесленники, создавшие предприятия в городах, в первый год освобождались от уплаты налогов, во второй год выплачивали половину ставки, и только с третьего года отчисляли все сто процентов.
История показывает: создание условий для развития бизнеса дает больше результатов, чем карательные меры.

707

Добавить комментарий

Комментарии (0)