24.11.2015

Кино
спасло от пожара / Взгляд в прошлое

Здравствуйте, уважаемая редакция «Красного знамени Севера»! Пишет вам почетный киномеханик России Виктор Михайлович Кругликов из поселка Студенец Усть-Вымского района. В своих прошлых статьях я рассказывал о системе кинопроката в СССР, о том, как вместе с коллегами мы «крутили кино» в глубинке.
На сей раз на примере случая из своей практики хочу рассказать читателям, какую пользу людям приносило документальное кино.

nb6149-44_1.jpg

Однажды в наш поселок Студенец для показа привезли индийский фильм «Цветок в пыли». Объявление о премьере я вывесил загодя. Жители села в назначенный день в клуб пришли заранее, чтобы занять места, ведь на индийские фильмы всегда были аншлаги. И в тот раз также. В зале – сто с лишним мест, к началу сеанса все они были заняты. Опоздавшие приходили уже со своими стульями.
Я направился в киноаппаратную. В те годы действовало правило: перед каждым показом фильма мы демонстрировали киножурналы или документальные, научно-популярные фильмы. В тот раз я поставил фильм на противопожарную тему: возгорания случаются всегда, а в летнее время особо часто.
Кинематограф – это искусство, способное менять жизнь. В советское время люди прислушивались к каждому слову, звучавшему с экрана.
Демонстрацию киножурнала я начал по графику. Зрителей приучал не опаздывать на сеанс, но деревня есть деревня: постоянно возникают неотложные дела. Мы, киномеханики, после показа киножурнала делали перерыв на несколько минут, чтобы опоздавшие могли попасть в зал.
Вдруг во время перерыва к смотровому окну киноаппаратной подошел учитель Студенецкой школы Виталий Иванович и начал мне махать рукой, чтоб я вышел в зал.
Я вышел. Он говорит: «Виктор Иванович, ты не начинай пока кино, я сбегаю домой, посмотрю: кажется, электроплитку не выключил. Ведь ты сейчас сам показывал в киножурнале, что может случиться от не выключенной электроплитки».
Действительно, в фильме четко показывали последствия пожара, к тому же звучала острая критика в адрес нерадивых хозяев, оставлявших включенными электроприборы.
– Я-то не против, – говорю ему, – А что люди скажут?
Виталий Иванович повернулся к зрителям, но я опередил его, сделал пару шагов в центр зала и обратился к сельчанам:
– Дорогие друзья, товарищи! Ведь вы все знаете Виталия Ивановича...
– Знаем, знаем, – раздалось из зала. – Нашего учителя как не знать!
– Он просит кино без него не начинать, – продолжил я. – Хочет сбегать домой: кажется, забыл выключить электроплиту, а то, как в кино получится...
– Пусть сбегает, недалеко ведь живет! – ответил громко за всех мужской голос.
Виталий Иванович, не оглядываясь, быстрым шагом направился к выходу.
Когда загорелся свет, женщины стали смотреть друг на друга удивленными глазами:
– Ты в кино пришла? Не сидится же тебе дома!
– Так кино-то индийское!
Жители поселка встречались друг с другом только в двух местах – в клубе и на кладбище в день Троицы. Народ работал, занимался своим хозяйством, по гостям некогда было ходить.
Не все успели мужчины выкурить свои сигареты, как прибежал запыхавшийся Виталий Иванович. Жил он в метрах 30-ти от клуба. Зашел в кинозал, за ним мужчины. Все расселись все по своим местам, а Виталий Иванович остался стоять посредине зала.
Когда все стихло, он громко сказал: «Спасибо, друзья, что подождали и без меня не начали просмотр. Оказывается, я действительно включил электроплитку, поставил чайник, а сам забыл об этом и ушел в кино. Тебе, Виктор Михайлович, большое спасибо, что показал полезный киножурнал в нужное время!».
Со спокойной душой земляк сел на свое место.
А я с чувством гордости, что с помощью киножурнала помог предотвратить большую беду, пошел в киноаппаратную ставить индийский фильм.

Виктор КРУГЛИКОВ
заслуженный киномеханик России
п. Студенец
Усть-Вымский район

927

Добавить комментарий

Комментарии (0)