11.11.2015

Бочки с водкой
погубили лошадь / Зырянские скрижали

...Торговались долго. Начали со 120 рублей, а закончили на 60-ти. За меньшую сумму никто не хотел браться за обслуживание речной переправы: содержание лодки обходилось дороже. Перевоз через реку Сойва на 1889-1891 годы достался крестьянину Печорской волости Филиппу Пыстину. За три года содержания переправы Устьсысольская земская управа обещала заплатить 180 рублей.

6399656_1.jpg

Пыстин должен был содержать все переправочные средства – лодку, карбас-паром и канат в исправности, а также соорудить перевозную избушку. За нарушение контракта управа могла оштрафовать его на сумму от трех до девяти рублей. А при повторном случае – отстранить от перевозной работы. С сельчан за перевоз плату не взимали. О том извещало объявление на столбе у берега Сойвы: «Перевоз безденежный». Договором также регламентированы сроки переправочной работы: со вскрытия реки и до последующего ледостава.
19 января 1890 года Устьсысольская земская управа получила копию приговора мирового судьи третьего участка по делу крестьянина Печорской волости Филиппа Пыстина и его жены Авдотьи, обвинявшихся в неисправном содержании моста через реку. По приговору управу обязали выплатить 40 рублей в пользу крестьянки Елены Нестеровой за погубленную лошадь при провале моста.
...Купец Жеребцов содержал винную лавку в селении Печорском не первый год. Далековато, но прибыльно: за огненной водой приезжали из Щугора, Савинобора и даже с самого Урала. В устьсысольском винном складе купец заказал семь с половиной бочек водки. Сначала их на пароходе доставили до Помоздино. Затем три дня везли в повозках на лошадях.
В каждой повозке – по одной огромной бочке с водкой. Одной из повозок управляла Елена Нестерова.
5 сентября 1889 года повозки достигли Сойвы. Ямщики двинулись по мосту, по три повозки одновременно. Мост не выдержал тяжести и разрушился. Лошадь крестьянки Нестеровой провалилась в реку и погибла, после чего хозяйка обратилась в суд с иском о возмещении ущерба.
Авдотья и Филипп Пыстины обслуживали переправу с 20 марта 1886 года. Во всяком случае, так думали в Усть-Сысольске, ведь ни из Печорской, ни из других волостей никаких сигналов и жалоб не поступало. В Усть-Сысольске не знали, что вместо речной переправы проезжавшие пользовались мостом.
А что было делать Пыстиным? Сойва – река особенная: из-за большого количества бьющих на дне ключей-родников, во многих местах она даже в лютые морозы не замерзала. Не весь же год Филиппу и Авдотье на берегу сидеть. Решили так: выкупить лес и построить через реку мост. Отгрохали сооружение длиной в 33 сажени (в одной сажени – 2,16 метра – прим. авт.) и шириной в семь аршин (в одном аршине – 0,7 метра – прим. авт.). Проезжавшие – довольны: ждать лодку не надо. И Пыстиным хорошо: переправа круглый год работала, деньги из управы поступали. С тех пор на Сойве перевоз не держали, мосты строили.
12 октября 1889 года Устьсысольское Земское Собрание постановило: отдать содержание переправы через реку Сойва на Печорском волоке с торгов на срок 5-10 лет, начиная торги с 120 рублей. В обеспечение непрерывного содержания моста предоставить ручательство крестьян своего Печорского общества.
В 1890 году контакт на содержание моста стоимостью в 58 рублей достался Филиппу Пыстину. На столбе у реки он прикрепил дощечку с надписью: «По мосту ехать шагом» (ЦГА РК, Журналы заседаний земских собраний за 1889 и 1890 годы, стр. 38-38. 15-18).

Геня ДЖАВРШЯН (по материалам историка из с. Корткерос Корткеросского района Александра ПАНЮКОВА)

789

Добавить комментарий

Комментарии (0)