11.11.2015

Дорога на Турью
за счет казны / Зырянские скрижали

Вопрос о строительстве тракта полтора века назад в Коми крае решался десятилетиями. Историк Александр Панюков из Корткеросского района представил «Красному знамени Севера» архивные документы, свидетельствующие о многолетней эпопее, предшествовавшей строительству дороги до селения Турья Княжпогостской волости.

Дорога_1.jpg

... Подвода, запряжная парой лошадей, двигалась медленно. Не помогал и постоянно гулявший по их спинам кнут. Сани с короткими полозьями сносило к краю дорогу, бросало на обочину, в сугробы. Бывало и так: кони плелись вдоль, а сани – поперек. С каждым разом ям и ухабов становилось больше.
В Яренской уездной управе знали: в Суоми на дорогах ухабов и ям почти нет. Финны пользуются санями на длинных полозьях, их не сносит. Дорогу после снегопадов чистят дощатым треугольником. Вдоль дорог устраивают завалы из хвороста. Перенять бы опыт иностранцев!
Но в Яренске против: «Все эти меры собрание нашло неприменимыми к местным условиям и совершенно излишними» (ЦГА РК, Сборник постановлений Яренского уездного земского собрания за 1869-1901 годы).
К 1870-му через Яренский уезд проходил почтовый тракт из Вологды на Усть-Сысольск. Протяженность – более 187 верст. Дорогу и мосты содержали жители Ленской, Айкинской, Часовской, Сереговской и частично Княжпогостской волостей. Только мостов по пути насчитывалось 270. Стоимость их починки исчислялась 3 875 рублей в год.
Работы по содержанию проселочных дорог в Косланской и Важгортской волостях стоимостью в 4 397 рублей 46 копеек выполняли сами жители. Домохозяева написали прошение об ассигновании хотя бы частичной суммы на компенсацию.
Земское Собрание выступило против: «Дорожную повинность оставить по-прежнему натуральной. В устранение неудобств, с которыми связана высылка на тракт рабочих из отдаленных местностей, разделить дорогу на три участка между волостями: Ленской, Айкинской и Часовской, через кои она пролегает. Сереговскую, Княжпогостскую, Косланскую, Важгортскую волости и казну привлечь к повинности в денежном сборе на земские потребности пропорционально стоимости их имущественного владения».
– Не будем более исправлять дороги, – возмущались крестьяне.
Ни урядник, ни становой пристав, ни даже уездный исправник не могли их заставить. Обеспокоенные власти решили взыскать с домохозяев денежный сбор и нанять посторонних. Такая же проблема и с дорогой Серегово – Турья.
– Да что говорить: от Серегово до Турьи – сплошной лес, парма! Зайдешь в чащобы и не выйдешь! – заявил на заседании земских гласных депутат от Турьинской волости П.Н. Козлов. – Не найдет ли уездное Земское Собрание возможным проложить дорогу протяженностью 52 версты от Серегово до Турьи, а далее до селения Донъельского?
Земское Собрание с предложением согласилось, но отметило ряд препятствий. Тракт пройдет по крестьянским дачам (полям, лугам), а в приговорах домохозяев ни слова не сказано об уступке трех саженей земли под будущую дорогу. К тому же, без дозволения лесничества, ни одно дерево срубить нельзя. Лесная стража тут же составит акт и передаст земскому начальнику. А разговор у того краткий: за каждое дерево штраф в двойном или тройном размере.
Кроме того, нет описания местности и подробной сметы. Дело – за сходами сельских обществ.
К осени 1897 года сходы домохозяев Княжпогостской и Турьинской волостей выразили согласие уступить землю под дорогу и обязались содержать ее в своих владениях.
Крестьяне Сереговской волости от проекта открестились: «Если земская казна и управа выплатят вознаграждение на отвод земель под дорогу – мы согласны, а так ни одной сажени ни уступим, и ни одно дерево срубить не дадим».
Впрочем, их доводы в расчет не приняли, так как дорога фактически существовала и не успела зарасти лесом. По ходатайству гласного от Турьинской волости
П.Н. Козлова, 25 октября 1897 года проселочную дорогу устроили в желательном для крестьян направлении на село Онежье и деревню Нижне-Отликскую.
Вопрос о ширине тракта решали еще два года. Наконец, 24 сентября 1900 года Яренское Земское Собрание постановило: заявить губернаторскому земству, что оно находит достаточным устроить полотно шириной до двух саженей.
Через пять лет утвердили смету, после чего началось строительство, осуществляемое на субсидию Вологодского губернского денежного бюро и Яренского земства. 52 версты с мостовыми сооружениями, канавами и прочим проложили за одно лето.

Геня ДЖАВРШЯН (по материалам историка из с. Корткерос Корткеросского района Александра ПАНЮКОВА)

863

Добавить комментарий

Комментарии (0)