Старожил
о ветеране из Сосногорска / Наш человек
Фронтовик Иван Николаевич Николаев, ветеран-железнодорожник Сосногорска, в этом году отметил 90-летие. Материал о нем в «Красное знамя Севера» прислали его земляки с просьбой опубликовать для знакомства с уважаемым ветераном всех читателей нашей газеты. Редакция с удовольствием выполняет просьбу наших любимых подписчиков – представителей старшего поколения.
Отобрали всё!
– По-юношески стройный, излучающий особенную внутреннюю энергетику, этот человек поражает феноменальной памятью и стройной логикой речи, – пишут о юбиляре сосногорцы. – О событиях прошлого века рассказывает так ярко и образно, что невольно переносишься вместе с ним в те времена.
– Мать родила меня 6 августа 1925 года прямо на меже. Жала рожь, и тут появился на свет я! Сказали, что родился в рубашке… – цитируют ветерана его земляки. – В нашу деревню Клинец (Калининская область) в год начала войны немцы въехали на мотоциклах в августе. В новых формах, холеные. Вели себя нагло, отбирали скот, хлеб и все остальное.
Семья нашего героя проживала в только что построенном доме, родители закрыли его изнутри. Враги кинули в окно гранату, потребовав ключи. Прежде, чем войти самим, втолкнули в дом маленького Ивана. Когда уходили, дом подожгли. Но паренек смог потушить пожар.
Через полгода немцы проходили через деревню в обратный путь уже совсем другие: в женских платках и обмотках на ногах, потрепанные. После того, как гилтеровцы пересекли деревню, наступили три дня тишины. Затем подъехали долгожданные советские солдаты.
– Меня направили на железную дорогу. Сначала кочегаром, потом помощником машиниста паровоза. Возили боеприпасы и военную технику из Калининской области на фронт. Не было ни одной поездки, чтобы не бомбили. Но Бог хранил меня…
Министр в вагоне
Зима 1962-го. Прибежала домой к нашему героию рассыльная (телефонов тогда не было): мол, срочно вызывают к начальнику депо. Наш герой уже был старшим машинистом паровоза. Оказалось, ему поручили провезти в составе грузового поезда вагон с вип-пассажиром – министром путей сообщения страны Борисом Павловичем Бещевым. Будучи депутатом Верховного Совета СССР, он приехал в Сосногорск для встречи с избирателями.
– Сказали, что ехать придется до Иоссера без чистки топки и набора воды. Наш паровоз тщательно осмотрели, дали инструкции. Скорость – в два раза ниже обычной: 40 километров в час, чтобы не трясло вагон с министром. Я тронулся, проехал поезд метра два, как вдруг сработали тормоза. Оказалось, вагоны с министром и начальником дороги остались на месте. Все забегали. При сцеплении их вагонов с грузовыми сцепка не выдержала.
Через пять лет Иван Николаевич от Бещева получил знак «Почетный железнодорожник»: за предотвращение аварии.
В 1967-ом, накануне 7 ноября, на тепловозе добирался от Печоры до Сосногорска. Перед мостом через реку Айюва заметил, что по левой нитке что-то не так с рельсами. Затормозил, услышав скрежет гребней. Под поездом лопнул рельс. Неподалеку базировались казармы. Вызвал дежурного по отделению, доложил обстановку. Взял кувалду, залез под вагон. Попытался подбить торчавший кусок рельса. Подошли путейцы, помогли. Движение наладилось. А наш герой писал объяснительную…
– Когда разобрались в случившемся, мои документы подали на награждение. В конце того же года я получил от министра путей сообщения благодарность. А в 1980 году, когда ездил в отпуск, на Рижском вокзале в Москве увидел свой последний паровоз серии Л, узнал по номеру. Моя «Лебедянка» там – в качестве экспоната железнодорожного музея. Растрогался, как при встрече со старым другом!
Преданный дороге
В трудовой книжке послевоенного периода только две записи: о принятии в локомотивное депо Сосногорска (1948 год) и выходе на пенсию оттуда (1980 год). За правдолюбие и принципиальность избирался народным заседателем Верховного суда Коми АССР. Железнодорожники знали, что никогда не покривит душой и не побоится высказать свое мнение.
О личном. В далеком 1948 году, когда Ивана командировали на станцию Ижма (ныне Сосногорск), его девушка Евдокия приехала к нему. Так и прожили вместе всю жизнь. К сожалению, глава семейства пятый год как вдовствует. С супругой вырастили дочь и сына, теперь он – счастливый дед. Больше всех балует 9-летнего правнука.
– Живет в своем доме, – пишут нам о юбиляре сосногорцы. – Гордится огородом: картофельным полем и грядками, которые все лето блистали зеленью, а садовые кусты изобиловали ягодами.
На досуге ветеран много лет стихи слагал: про войну, про железную дорогу. В печать не отдавал. Зачитывал только друзьям. А вот для любимого «Красного знамени Севера» сделал исключение. Так что сегодня – поэтический дебют уважаемого старожила Сосногорского района.
Я люблю тот народ,
Что в рабочих спецовках
Днем и ночью, весь год напролет
По широким родимым просторам
Поезда так умело ведет.
Нам бывало в пути трудновато,
Вся надежда в дороге на нас.
И никто нам в пути не поможет,
Только собственный разум за нас.
Ярослава ДЕРКАЕВА