14.10.2015

Церкви
закрывала Советская власть / Зырянские скрижали

С 1933 по 1938 годы в Коми одна за другой закрывались церкви. Как происходило изъятие церковной собственности и вызывало ли это протесты со стороны прихожан, «Красному знамени Севера» рассказал историк Александр Панюков из Корткеросского района.

9209738_4650e4a4_1.jpg

…28 июля 1938 года в исполкоме Визингского сельского совета зачитали протокол собрания граждан села Чукаиб о закрытии местной Николаевской церкви и открытии в ней амбара для засыпки зерна и народного дома:
«Чукаибские граждане под руководством партии шагают к социализму. 70 процентов бедняцких и середняцких хозяйств коллективизировано, и они просят закрыть молитвенный дом. При подворном обходе из 247 жителей 226 высказались за закрытие церкви».
Решение направили в Сысольский райисполком для утверждения. Там дело не стали задерживать:
«Поддержать ходатайство граждан села Чукаиб и президиума Визингского сельсовета. Направить в Коми облисполком для утверждения».
16 февраля 1934 года Коми облисполком утвердил решение. Здание передали под культурное учреждение (ЦГА Р-З, оп.1 ед. хр. 2145).
В Визинге Троицкая церковь не действовала с мая 1934 года. Деньги в кассу церкви не поступали, а сумма задолженности по государственному налогу и страховым платежам росла. К 1 июля 1934 года задолженность составляла 8 346 рублей. Церковный совет с разрешения Визингского сельсовета 7 апреля 1935 года провел собрание верующих, на котором было решено уплатить налоги по мере поступления средств в кассу церкви. Но сельсовет не позволял открыть церковь и, не оставалось ничего другого, как собирать деньги по дворам, что позволялось по законодательству.
Однако сельсовет продолжал чинить препятствия. Тогда жители села обратились в районный финансовый отдел, но там от них потребовали в двухнедельный срок оплатить долг по страховым платежам – 5 251 рублей. Верующие начали собирать деньги своими силами, но местный милиционер отобрал уже собранные 276 рублей и лишил их возможности покрыть долг.
Прихожане направили жалобу на действия местных властей в ЦИК КПСС и ЦИК Коми АССР, но они остались без ответа. 17 декабря 1936 года Коми облисполком передал здание церкви Визингскому комбинату для использования под мукомольную мельницу.
В делах фонда Коми облисполкома нет ни одной жалобы верующих о закрытии Межадорской Введенской церкви. Но они были. Это вытекает из докладной записки инструктора исполкома Коми АССР Исакова, побывавшего в Визинге и в Межадоре. Вот что он докладывал:
«В делах Межадорского сельсовета, Сысольского райисполкома и райфинотдела не удалось найти следов существования в Межадоре религиозного общества. После ликвидации Межадорского молитвенного здания от имени общества во всех делах и с жалобами выступает единолично председатель церковного совета Алексей Сажин и лишь в одной жалобе (от 10 августа 1935 года) он призвал к себе на помощь нескольких верующих. Трудящиеся в Межадоре никаких протестов на изъятие церкви не заявляли, а те несколько человек не могут быть выразителями мнения, так как не участвуют в общественном труде».
Межадорское молитвенное здание ликвидировано в августе 1935 года. Наиболее ценные предметы и церковная утварь – реализованы. Иконостасы сохранены в неприкосновенности. Нижний этаж использовался под склад центрспирта, а верхний – под склад зерна.
Исаков предложил возбудить ходатайство перед Президиумом ВЦИК об утверждении постановления Коми облисполкома от 2 августа 1935 года о ликвидации молитвенного здания.
Окончательное решение о закрытии церкви и передачи ее под клуб принято 28 августа 1938 года президиумом Верховного Совета РСФСР.
Документы о закрытии других церквей Сысольского района в делах Коми облисполкома отсутствуют. Но принципы и методы ликвидации церковной собственности были те же, что и при закрытии Чукаибской, Визингской и Межадорской.

Подготовила Геня ДЖАВРШЯН (по материалам историка из с. Корткерос Корткеросского района Александра ПАНЮКОВА)

816

Добавить комментарий

Комментарии (0)