23.09.2015

Проект дороги
не одобрил Столыпин / Зырянские скрижали

Троицко-Печорская земля для жителей Вычегды кажется весьма далекой. Чтобы попасть туда, необходимо проехать более 500 километров. Между тем, в царское время имелся проект строительства дороги, который предполагал сокращение пути в два раза.

Денно и нощно люди шагали по грунтово-таежной дороге протяженностью 105 верст от села Устьнем Устьсысольского уезда до выселка Ксенофонтовского Чердынского уезда Пермской губернии. Устьнемо-Ксенофонтовский волок.
С Верхне-Вычегодских волостей тысячи зимогоров-дроворубов шли по нему на Пермские заводы. Этим же путем на санях и телегах торговцы везли товар на Чердынскую ярмарку. Оттуда купцы завозили на Печору хлеб, охотничьи припасы, железоскобяные товары. Но путь был длинен и действовал ограниченное время.
Между тем, лесосырьевые ресурсы Уральских горных заводов истощались, а леса на Печоре оставались почти не тронутыми. Рос товарообмен с Архангельской губернией и заграницей. В ноябре 1910 года Чердынская уездная земская управа обратилась к правительству Российской империи с ходатайством о прокладке железной дороги от пермской станции Усолье через Соли-Камск, Чердынь, деревню Ксенофонтовскую на село Троицко-Печорск и далее к Ухтинскому нефтеносному району. Стройка предполагалась за казенный счет.
В Устьсысольском уезде на пути пролегания будущей железной дороги находилось только селение Троицко-Печорское.
Поэтому Устьсысольская уездная земская управа в предполагаемый проект внесла свои доводы: «Железную дорогу проложить до реки Вычегда и уже через село Устьнем выходить на Печору…».
Председатель Совета Министров Российской Империи Петр Столыпин, принимая депутатов от Чердыни, сказал, что он «вполне сочувствует ходатайству, так как вполне признает дорогу полезной и необходимой как для края, так и в интересах государственного хозяйства.

250px-Pyotr_Stolypin_LOC_07327_1.jpg

Но, к сожалению, не может согласовать стройку железной дороги в ближайшем времени на средства казны, так как ее ресурсы обращены на строительство второго Сибирского железнодорожного пути».
К тому времени уже существовал проект железной дороги от Надеждинского завода Пермской губернии через Уральский хребет по правую сторону верховьев реки Печоры до устья реки Илыч и далее по направлению на село Троицко-Печорск и будущую Ухту. Проводилась подписка в фонд строительства дороги. Соляные промышленники внесли 1800 рублей, чердынские торговцы и промышленники - 12 950 рублей.
25 сентября 1911 года Устьсысольская городская дума рассмотрела доклад-обоснование Осипа Латкина по поводу соединения рек Вычегда и Печора железной дорогой:
«Указанное направление заслуживает самого серьезного внимания, и должно быть признано весьма практичным и желательным к скорейшему осуществлению.
Железнодорожный путь от села Троицко-Печорского должен проходить через заселенную часть Устьсысольского уезда по реке Вычегда, а затем к Ухтинскому нефтеносному району. Длина дороги составит около 300 верст, захватит систему реки Вишера и упрется в Вычегду около Устьсысольска. Затем дорога должна быть проложена до станции Луза Пермь-Котласской железной дороги протяженностью 210 верст. Таким образом, для жителей Троицко-Печорска и иных волостей откроется прямой и короткий путь не только в пределы Вологодской, но и Вятской губернии».
Из-за Первой Мировой войны проект так и не был осуществлен. По прежнему сотни верст по проселочным и тележным дорогам люди преодолевали через Печорский волок, проклиная все на свете.

Подготовила Геня ДЖАВРШЯН (по материалам историка из с. Корткерос Корткеросского района Александра ПАНЮКОВА)

751

Добавить комментарий

Комментарии (0)