На краю Земли
водрузил флаг Коми Игорь Шпектор / В тему
Экс-мэр Воркуты, а ныне член Общественной палаты России Игорь Шпектор в перерыве съезда коми народа в Сыктывкаре дал эксклюзивное интервью «Красному знамени Севера», рассказав о весьма оригинальном поступке, который он совершил недавно в знак любви к республике. Ради символичного ритуала он съездил в… Антарктиду, куда прежде никогда не ступала нога представителей нашего региона.
- Игорь Леонидович, с чего вас вдруг потянуло на полюс?
- Не вдруг. Пять лет назад я открывал две полярные станции в Арктике, на дрейфующих льдинах - ПС-32 и ПС-33. Тогда уважаемый герой России полярник Владимир Кошелев сказал, что будет рад, если еще раз доведется встретиться со мной на льдинах - принять участие в столь судьбоносных событиях. На следующий год я должен был на воздушном шаре вылететь с острова Средний (за землей Франца-Иосифа) на Северный полюс. Однако в силу технических причин лететь пришлось на вертолете. В общем, планам тогда не суждено было сбыться. А полгода назад Кошелев приступил к подготовке экспедиции в Антарктиду. И пригласил меня. В феврале все и случилось.
- Что за команда подобралась?
- Шестеро полярников – генералы, полковники… Полет из Москвы занял 31 час. Летели мы с посадками в Париже, Сантьяго. Из иллюминатора я посмотрел на все страны Южной Америки, миновали мы Гренландию.
- Во время остановок чем занимались?
- Ну, вот из Сантьяго отправились в Пунта-Аренас – это крайняя точка Чили (Магелланов пролив). Там я посмотрел на памятник великому путешественнику, сфотографировался около точной копии шхуны, на которой он первым достиг этой точки.
Конечно, удивительно, как много веков тому назад можно было совершать географические открытия на таком простеньком водном средстве.
- А на чем плыли вы по океану до Антарктиды?
- На резиновых лодках по Южному океану (там, где сливаются Тихий и Атлантический, через пролив Дрейка). Для работающих полярников стало полной неожиданностью, что к ним приехал представитель Коми.
Никто из нашей республики никогда там не бывал. Возле традиционного столба с табличками населенных пунктов и расстояний до них я развернул знамя Воркуты.
А на флагштоке установил триколор Коми, который там теперь всегда будет развеваться – рядом с флагом России. А еще я развернул там Знамя Победы.
- Его копию?
- Да. Получили мы ее на Поклонной горе в Москве. Кроме того, я заглянул в гости на китайскую и чилийскую полярные станции.
Хотел попасть и на бразильскую, но стала портиться погода и нам пришлось срочно уплывать. По пути попался кит. Махнул нам своим хвостом. Не очень приятное ощущение от такой встречи.
- Почему?
- Такая махина могла запросто перевернуть нашу лодку. А кругом льдины, так что перспектива не из радостных… Видел я и тюленей, морских львов. А на диком острове, к которому мы подплыли, постоял и пожелал в окружении пингвинов.
Сфотографироваться с ними оказалось непросто: они норовили убежать в воду.
Кстати, сопровождал нас среди айсбергов известный полярник из Чили Олехо.
- В тех местах стоит самый южный на планете православный собор. Довелось посетить?
- Конечно. И даже поставить там свечи. Более того, признаюсь, что на эту поездку меня благословил отец Каллистрат, который и построил этот храм. Мы с ним встречались на границе Алтая и Китая, в Усть-Коксе.
- Как вообще впечатления от вояжа?
- Непередаваемые. Я безмерно счастлив, что удалось стать участником столь судьбоносного события.
Беседовала Дарья ШУЧАЛИНА
Фото предоставлено Игорем ШПЕКТОРОМ