06.11.2014

Игры с законом
как бороться с резиновым жильем? / Эксклюзив

В прошлом номере «Красного знамени Севера» опубликован репортаж с координационного совещания в прокуратуре Коми. Представители всех правоохранительных структур обсуждали проблему нарушений миграционного законодательства.

Что за гости из разных стран приезжают в нашу республику и для чего? Как усугубляют положение ушлые владельцы жилья, фиктивно прописывая гастарбайтеров? Как представители «ока государева» вычисляют «резиновые квартиры» и почему игры с законом с недавнего времени особенно опасны? Об этом – в эксклюзивном интервью прокурора Коми Сергея Бажутова «Красному знамени Севера».

 

4_1.jpg

 

Ощущение абсурда

 

– Сергей Александрович, в чем причина появления так называемых резиновых квартир?

– Основная причина существования проблемы «резиновых» квартир, которая обуславливает сложность ее окончательного искоренения, лежит в плоскости экономики. Это нехватка свободного жилья в нашей стране. В Российской Федерации на одного человека приходится около 20 квадратных метров жилплощади. Для сравнения: в Европе этот показатель превышает 60 квадратов.

Дефицит жилья приводит к ситуации, когда собственники жилых помещений (домов, квартир, комнат и даже незначительных долей в них) предоставляют за определенную сумму свои квадратные метры для регистрации граждан по месту жительства или пребывания.

Как правило, речь о регистрации или постановке на учет мигрантов-гастербайтеров, которые приезжают в Россию на заработки и обитают, в зависимости от обстоятельств, у знакомых, в строительных вагончиках, «вахтовках», подвалах и прочих подобных местах. Нашим соотечественникам фиктивная регистрация зачастую необходима для устройства на работу, определения детей в школы и детские сады, получения официальных документов. Очевидно, что в условиях нехватки и высокой стоимости имеющегося жилья услуга фиктивной регистрации является востребованной.

Кажущаяся абсурдность ситуации вполне объяснима и с точки зрения особенностей российской системы регистрации. С одной стороны, получение такой временной регистрации по закону обязательно для всех граждан, находящихся вне места постоянного жительства. Этот инструмент необходим, без него не будет порядка. С другой – нынешний институт обязательной регистрации, несмотря на внешнее сходство с советской пропиской, имеет кардинальное отличие от нее. Регистрация носит уведомительный характер. То есть отказать в ней миграционные органы не могут, и если какой-нибудь местный житель не возражает против проживания у него родственников или приятелей, они обязаны поставить их на регистрационный учет.

В результате иностранные граждане пользуются такой схемой, чтобы легализовать свое проживание в России, а многие владельцы жилья на этом зарабатывают, продавая свое согласие на их регистрацию по своему адресу за плату. В итоге в некоторых квартирах и домах порой зарегистрировано по несколько сотен человек, которые физически не могут в них не то что жить, но и находиться, даже если их уложить штабелями.

На ситуацию с нелегальными мигрантами-гастербайтерами можно взглянуть и с другой стороны. Себестоимость такой рабочей силы низка, ведь у таких работников семья где-то за границей и не требует ежедневных немалых затрат, им не нужно оплачивать жилье и коммунальные услуги. Никакой социальной нагрузки работодатель не несет и уверен, что жаловаться мигранты не будут. Хотя жаловаться им есть на что: к примеру, на условия проживания. Наши сограждане обоснованно не соглашаются так жить и работать. Оплата труда нелегалов обходится значительно дешевле, отсюда выше прибыль. Иными словами, речь идет о чисто экономическом интересе: потратить меньше – получить больше.

 

Чужие – дешевле

 

– Какова ситуация с «резиновыми» квартирами и домами в Коми?

– Был период, достаточно долгий, когда работа в этой сфере уполномоченными органами практически не велась. До 2013 года преступления в сфере незаконной миграции вообще не выявлялись, хотя информации о фактах незаконной регистрации граждан, наличии расположенных по конкретным адресам «резиновых» домов и квартир с десятками формально зарегистрированных в них лиц, в том числе иностранцев, имелось достаточно.

Активизации деятельности органов миграционного контроля способствовали наши проверки, которые проводились с сентября минувшего года. В 2013-ом прокуратурой инициировано возбуждение 5 уголовных дел, на основе которых наработана практика. В результате за 9 месяцев 2014 года количество дел возросло до 54, из них 14 – по материалам наших проверок.

Проделанная работа способствовала значительному сокращению объема услуг по фиктивной регистрации, снижению числа «резиновых» домов, а также отсутствию новых фактов массовой регистрации иностранных граждан не по месту фактического проживания. И эта тенденция сохранится, поскольку предпринятые меры носят и предупреждающий характер. Профилактике совершения правонарушений в миграционной сфере должно способствовать распространение результатов проводимой работы в средствах массовой информации, разъяснение гражданам норм закона, в частности, видов ответственности за его нарушение.

 

Кара рублем

 

– Какая ответственность грозит нарушителям закона?

– Первые пять уголовных дел в 2013 году по материалам прокурорских проверок возбуждены по статье 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции). В декабре 2013-го в Уголовный кодекс РФ внесены статьи 322.2 и 322.3, предусматривающие ответственность за фиктивную регистрацию и постановку на учет по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства.

На сегодня за совершение преступлений, предусмотренных указанными статьями, судами республики оглашено 7 приговоров. В стадии расследования и судебного рассмотрения еще 41 уголовное дело.

Так, в Удорском районе осужден местный житель, фиктивно поставивший на учет в своем жилье 5 граждан Молдовы. В Сыктывкаре приговор выслушала местная жительница, которая в своей квартире зарегистрировала восемь граждан Азербайджана, Армении и Узбекистана. Обоим осужденным назначено наказание в виде штрафа.

Уголовный кодекс РФ предусматривает применение и более строгих санкций – в виде лишения свободы на срок до 3 лет, о чем следует помнить всем желающим нарушить закон.

В случаях, когда в действиях нарушителя отсутствуют признаки уголовно-наказуемых деяний, он может быть привлечен к административной ответственности. К примеру, по части 2 статьи 19.27 КоАП РФ (представление принимающей стороной при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов).

Так, органами ФМС за первое полугодие 2014-го составлено 58 административных протоколов по части 2 статьи 19.27 КоАП РФ. За аналогичный период прошлого – 184. Однако следует помнить, что в то время в законе отсутствовала уголовная ответственность за совершение указанных деяний.

В декабре 2013 года в Кодекс об административных правонарушениях законодатель внес статью 19.15.1 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или жительства в жилом помещении без регистрации, а также статью 19.15.2 КоАП РФ, закрепившую ответственность за нарушение правил регистрации россиян по месту пребывания или жительства в жилом помещении.

Кроме того, в КоАП РФ имеется глава 18, в которую включены составы административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России. В качестве ответственности за совершение многих правонарушений данной категории предусмотрено безальтернативное выдворение с территории нашего государства с последующим закрытием их въезда в РФ на 5 лет.

В первом полугодии 2014-го органы миграционного контроля за совершение правонарушений, указанных в главе 18 КоАП РФ, составили почти 1400 протоколов, за аналогичный период прошлого – 1600.

Потенциальным нарушителям миграционного законодательства следует помнить, что административное законодательство в этой сфере за последнее время значительно усилено, в том числе в части наказания. КоАП РФ предусматривает назначение нарушителям значительных штрафов, размеры которых по отдельным статьям для юридических лиц составляют миллион рублей, а также – административного приостановления деятельности.

 

Ставка на выдворение

 

– Сергей Александрович, в каких случаях прокуратура может принять меры в связи с нарушениями миграционного законодательства?

– Проведение подобных проверок не является нашей прямой обязанностью. Однако, если в ходе изучения жалоб граждан, публикаций в СМИ, исполнения заданий и поручений Генпрокуратуры РФ мы выявляем нарушения в сфере миграционного законодательства, то принимаем меры реагирования.

В первом полугодии 2014-го прокурорами вынесено 11 (в прошлом – 4) постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.15 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства).

В качестве примера можно привести выезд с проверкой в конце 2013 года в поселок Малая Пера Сосногорского района. По итогам этой проверки, имевшей широкий резонанс, прокуратура республики возбудила пять дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении ООО «Строй Экс». Фирма привлекла к строительным работам 5 граждан Украины при отсутствии у них необходимых разрешительных документов.

Сосногорский городской суд, рассмотрев материалы прокуратуры, оштрафовал предприятие на внушительные 1,2 миллиона рублей, то есть по каждому административному делу, за каждого из пяти незаконно привлеченных работников-иностранцев – по 250 тысяч. Управление ФМС Коми также проверяло это предприятие, однако ограничилось наложением штрафов на самих иностранных граждан. Применением наиболее действенной меры – привлечением к ответственности юридического лица – заниматься пришлось прокуратуре.

При выявлении фактов ненадлежащего выполнения своих обязанностей уполномоченными органами, когда мы вынуждены принимать меры прокурорского реагирования, не относящиеся к нашей исключительной компетенции, во всех случаях дается оценка их бездействию.

Так, за 6 месяцев 2014 года органами прокуратуры в деятельности УФМС и его территориальных отделов выявлено 41 нарушение закона, послужившее основанием для внесения 6 представлений. По итогам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено два должностных лица.

 

Жалуйтесь!

 

– Как удается выявлять незаконных жильцов и тех, кто их фиктивно «заселяет»?

– Основными источниками и способами получения такой информации являются: мониторинг поставленных на миграционный учет иностранных граждан; обмен информацией с органами исполнительной власти и внутренних дел.

Мониторинг баз данных регионального УФМС о поставленных на миграционный учет позволяет определить круг лиц, выступающих в качестве принимающей стороны для иностранных граждан и лиц без гражданства, без намерений предоставлять им жилые помещения для проживания.

Помощь поступает и от неравнодушных граждан. Насколько мне известно, существует немало интернет-ресурсов, где можно оставить сведения о нарушениях миграционного законодательства. Подобные обращения могут быть направлены напрямую в УФМС, полицию, органы прокуратуры. Помощь органам контроля могут оказывать и СМИ, размещающие публикации, требующие проведения проверок.

 

Сомнительное гостеприимсиво

 

– Сергей Александрович, судя по всему, «резиновым» квартирам объявлена серьезная война. Какой вред они наносят интересам населения и государства?

– Предлагаю рассмотреть два варианта ответа на этот вопрос. В первом случае речь о квартире, где фактически проживает, как может показаться соседям, «половина населения всех братских республик».

Соседство с подобного рода импровизированными общежитиями становится проблемой для всего дома. И причина не в культурных различиях местных жителей и мигрантов. Такие квартиры потенциально могут испортить и санитарную, и криминогенную обстановку в доме. Не считая увеличенного потребления жилищно-коммунальных ресурсов, что негативно воспринимается остальными жильцами, на чьи плечи ложится бремя оплаты сверхнормативных расходов.

В такой ситуации соседям следует обратиться в полицию, УФМС, Роспотребнадзор, которые обязаны провести проверку и принять в пределах своей компетенции меры.

На организатора «общежития» – собственника квартиры также можно пожаловаться в налоговую службу. Сдача квартиры внаем приносит доход, который он обязан декларировать. Наибольшая часть сдаваемых для проживания нелегальных мигрантов квартир арендуется без договоров, что позволяет собственнику не обременять себя уплатой налога. Жалоба в налоговую инспекцию наверняка обернется для арендодателя серьезными тратами: с него должны взыскать долг по налогам, а также штраф.

Во втором случае речь о жилье, где лица зарегистрированы фиктивно. Наибольший вред причиняется не соседям, а интересам государства. Практически всегда фиктивная регистрация означает невозможность установить реальное местонахождение на территории РФ «прописанных» иностранных граждан.

Это ставит под угрозу безопасность страны, поскольку цели приезда в Россию таких лиц могут быть самыми разными, в том числе и незаконными: вплоть до совершения тяжких преступлений.

 

Удар по стране

 

– Возможно ли решить проблему «резинового» жилья?

– Ликвидировать ее в полном объеме не получится по причине безвизового режима со странами СНГ. Со странами ближнего зарубежья нас связывают давние исторические, культурные, родственные связи. Введение виз для жителей СНГ не является решением проблемы.

К сожалению, не все уполномоченные органы и должностные лица надлежащим образом используют предоставленные законом полномочия для наведения порядка в миграционной сфере. К примеру, органы ФСИН не во всех случаях, когда имеются основания, рассматривают вопрос о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан, освобождающихся из мест лишения свободы. В результате отбывшие уголовное наказание иностранцы, не имея легальных источников дохода, вновь совершают преступления, в том числе особо тяжкие.

Долгое время в стране миграционным вопросам не уделялось должного внимания, причем не работали даже имевшиеся правовые рычаги. Ситуация изменилась после драки на московском рынке летом 2013 года, когда нелегальные мигранты причинили сотруднику полиции тяжкий вред здоровью. Этот инцидент способствовал не только внесению серьезных изменений в законодательство, но и смене отношения органов миграционного контроля и полиции к существующим проблемам.

Для выявления и пресечения правонарушений в этой сфере требуются совместные усилия ФМС, ФСИН, органов внутренних дел и самих граждан. Только при таком сотрудничестве возможно минимизировать миграционные проблемы.

 

Беседовала Дарья ШУЧАЛИНА

1528

Добавить комментарий

Комментарии (2)

  • Виктор
    06.11.2014 20:12
    Прокуратура стала серьёзным рычагом власти. Бажутов внушает уважение.
    • Виктору
      06.11.2014 20:16
      Согласен. А в связке с Калашниковым это убойная сила. И результат налицо в виде посадок.