16.12.2013

Зырянские скрижали / Из почты главреда

Куриный феномен

По сей день старые люди в некоторых коми селах не едят курятину. Многие жители Корткеросского района, например, в селах Вомын и Большелуг, с недоверием относятся к домашней птице. Оказывается, в прошлом у зырян существовал запрет на мясо курицы, в пищу употреблялись только яйца.

С детских лет сельчане помнят рассказ матерей о том, что предвестником смерти одного деда стала курица, которая разевала клюв и кричала, как петух. Поэтому кур в доме и не держали. Утка и кукушка, согласно зырянской мифологии, почитались, как священные. Появление лесной птицы в деревне считалось предвестником беды.

«23 апреля 1880 года в 10 часов утра на крыльце дома Андрея Прокопьева Габова сел рябчик – предвестник несчастья. Через два дня умерла у Габова жена Мелания», – записал в летопись Нившерской Вознесенской церкви священник Александр Попов (НА РК, ф. 230).

По данным уездного агронома Н. Курбатова, в 1900 году в селениях по Вычегде от Устьсысольска до Помоздино держали всего девять кур и одного петуха: в селе Аныб священник Преображенской церкви Иван Попов держал пять кур, лесничий Василий Вельсбах – четырех (НА РК. ф. 116).

Несмотря на увещевания агрономов, домохозяева так и не хотели браться за разведение птицы, а земские гласные Я. Казаков из Корткероса, С. Канев из Якушевска и Я. Савельев из Небдино всегда голосовали против.

Тем не менее, куриные яйца, особенно в Пасху, пользовались спросом и их приходилось привозить издалека. В селения по рекам Летка и Луза яйца везли из Слободского уезда Вяткой губернии, а в села по Сысоле и Вычегде – большими барками из имений Строгановых и княгини Бутеро из Чердынского уезда. Позже из Оханского уезда Пермской губернии на барках и пароходах.

По данным того же Курбатова, в 1899-1900 годах оханский купец Окулов вывез в соседние губернии и уезды, в том числе, Устьсысольский, до миллиона яиц и сотни пудов битой птицы: яйца по две копейки за штуку, а куриное мясо – по 1, 05 рубля за пару птиц.

Чтобы яйца долго не портились, их по 50 штук укладывали в сито и на минуту опускали в кипяток. Таким образом, под скорлупой образовывалась тонкая перепонка, не позволявшая воздуху проникнуть внутрь. Также яйца смазывали льняным маслом и держали в ящике с солью.

 

 


 

Встреча с Яг-Мортом

В июле 2004 года я проводил экскурсию в деревню Ласта Ижемского района для студентов и профессоров Канадского университета провинции Британская Колумбия. Как-то вечером рассказал профессору Мишелю о мистическом обитателе Припечорья – Яг-Морте – «лесном человеке».

Профессор оживился. Оказалось, что и среди канадских охотников бытуют рассказы о «лесном человеке», очень напоминающем нашего Яг-Морта. При этом профессор Мишель сообщил удивительную вещь: оказывается, канадские охотники и аборигены давно знают о том, что не всякий из людей способен увидеть «йети».

Жительница Ижемского района Р. Батманова рассказывала, что видела огромного человека на опушке леса между селами Махча и Сизябск. Мохнатое сутулое существо стояло на опушке в метрах 30-ти от нее. Но самое интересное, что шедшая рядом с ней женщина не видела ничего, хотя смотрела в ту же сторону.

Житель деревни Ласта А. Канев поведал, что видел подобное существо у реки Сэбысь. «Ростом он был в добрую ель, – вспоминал он. – Глаза светились, как плошки. Сразу видно: Яг-Морт!». Лесной человек являлся не только ижемцам. Его нередко встречали неподалеку от Корткероса. В те годы, когда Александ Панюков работал директором и старшим научным сотрудником Корткеросского районного музея быта и труда, местный житель Иван Васильевич Казаков рассказал ему о событиях, которые произошли с ним в молодости: «Снежный человек буквально повадился ходить к мельнице Егора Потапова, что стояла на правом берегу реки Киа-ю в пяти-шести верстах южнее Корткероса. Обычно «снежный человек» появлялся в сумерках. Он подходил близко к дому и всматривался в окно. Мельник, боясь волосатого великана, запирался на все засовы. А по утру, выйдя из дома, видел на снегу следы босых ступней огромного размера. Собака, обитавшая при мельнице, при появлении Яг-Морта забиралась в сарай и не лаяла, а лишь поскуливала».

Опасное соседство привело к тому, что мельницу пришлось разобрать и перенести поближе к селу. О появлении у мельницы Потапова «снежного человека» знали все корткеросцы. Оригинал письма Ивана Казакова историк передал сотруднику Коми научного центра УрО РАН Павлу Федоровичу Лимерову.

Анализируя рассказы и записи тех, кто встречался с «лесными людьми», приходишь к выводу, что все они видели «гуманоидов» в сумерках, когда многие предметы воспринимаются в искаженной форме. Медведь становится похожим на гигантскую гориллу, а тень человека – на привидение. Кроме того, существуют и другие факторы. Один человек видит существо (как в случае с Батмановой), а ее напарница – нет. Следовательно, у Батмановой чувство воображения развито сильнее. Наконец, зеркальная поверхность рек и озер способна отразить причудливое голографическое изображение.

Вызывает большое сомнение, что йети могут обитать в Коми крае, так как у нас в регионе для такого существа недостаточно пищи, да и климатические условия слишком суровые.

Однажды на реке Вишера рыбаки, сидя в лодке, заметили гигантского волосатого человека, который бежал к реке и махал руками. Присмотревшись, разглядели: к реке несся медведь, а за ним целый рой пчел. Мишка на ходу отмахивался от них передними лапами и не мог опуститься на четвереньки.

Охотник Яков Чупров из села Сизябск Ижемского района рассказывал, как в марте 1993-го сумерки застали его в лесной избушке на берегу Печоры. Охотник зажег лампу и в тот же миг в окно заглянуло мохнатое существо. Охотник схватил ружье и пальнул в окно. Чупров был убежден, что застрелил Яг-Морта. Но когда вышел утром, то увидел подстреленного глухаря… Тот, видимо, подлетел к окну на свет керосиновой лампы.

Осенью 1983-го Александр Панюков шагал из села Важкурья в поселок Приозерный и вдруг увидел следы босого человека. Следы были четкие и вели в сторону от дороги. Идя по ним, историк свернул в лес. Неподалеку от деревенского кладбища увидел огромного человека, с длинными и черными, как смоль, волосами. В нем было что-то дикое и страшное.

В Приозерском ему рассказали, что тот «снежный человек» живет в Важкурье в полуразвалившемся доме. Один-два раза в день он топит большую печь, а затем спит внутри печи.

Когда-то он работал на одной из шахт Воркуты, но потом попал под завал. Горноспасатели успели его вызволить. Кости остались целы, но с головой что-то произошло. Мишарин получил психическое расстройство.

Долго лечился в Эжвинской психиатрической больнице, но однажды не выдержал и сбежал. Поселился в полуразвалившемся доме родителей. Постепенно привык к холоду, что почти круглый год ходил босиком, без шапки, одетый в лохмотья. Те, кто встречали его вечерами, уверенно заявляли, что видели настоящего «снежного человека»…

 

Страницу подготовила Геня ДЖАВРШЯН, (по материалам историка из с. Корткерос Корткеросского района Александра ПАНЮКОВА).

1124

Добавить комментарий

Комментарии (0)