22.10.2013

Город, которого нет...
Крутоборка глазами Дмитрия Шатохина / Мысли вслух

«День за днем: то теряя, то путая след,

Я иду в этот город, которого нет…».

 

Планируя поездку в поселок Крутоборка Усть-Куломского района, сразу вспомнились слова знаменитой песни Игоря Корнелюка «Город, которого нет». Так получилось, что за два года работы я не раз посещал все 20 поселений района, а в 21-ом (официально действует, но только на бумаге) – поселке Крутоборка – не был ни разу. С удовольствием поделюсь с читателями «Красного знамени Севера» впечатлениями от своей поездки.

 

2.JPG

3.JPG

 

Былое и думы

 

Делаю это не для того, чтобы в очередной раз подтвердить: Усть-Куломский район уникален и интересен. Просто, возможно, кто-то, читая мое повествование, осознает частичку своей судьбы, связанной с поселком.

К сожалению, мы все понимаем: глубинка умирает. Сколько таких поселков по стране? Да и в отдельно взятой Коми немало. Поселки Удорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, других районов, зависимые от экономики исправительной системы, сегодня безвозвратно канули в небытие, оставив после себя каменные дома, детские сады, асфальтированные дороги. А самое главное – целые поколения людей покинули прежде родные населенные пункты.

О Крутоборке был наслышан с детства. Как сейчас помню: взрослые рассказывали о дальнем поселке как о единственном в районе, который имел выход на железнодорожный путь. Поясню: сегодня муниципалитет не имеет выходов на железнодорожные пути.

Крутоборка была связана с Кировской областью железной дорогой. В этом поселке жили настоящие офицеры, образованные, очень спортивные. Населенный пункт считался крупным, на его территории содержались заключенные (причем за «серьезные» статьи…). Их силами и осуществлялась лесозаготовка. Но об этом я узнал позже.

Вступив в должность главы района, спустя почти четверть века Крутоборка напоминала о себе уже более тривиальными событиями. В первое же для меня лето леса вокруг поселка горели весьма активно, побив все рекорды по сожженным площадям. И сейчас уверен: это дело рук искателей металла.

Разборки горе-предпринимателей за металл вокруг поселка, постоянные ходоки, выпрашивающие продать плиты с лесных дорог, неопределенность с юридическим статусом населенного пункта, дорог вокруг него – все это давно подталкивало организовать выезд. Долгое время я это дело откладывал. Как всегда: беда со временем.

 

5.JPG

6.JPG

 

Охотничьи разборки

 

Дорога оказалась неблизкой. Только в одну сторону мы добирались около восьми часов (а в целом поездка заняла двое суток). Ну… в путь!

Проехав пару часов, несмотря на плохое состояние дороги, уловил, что ее все-таки делали основательно. Как никак – подъезд к крупному населенному пункту.

Уже 15 лет трасса работает на грибников, ягодников да лесников-предпринимателей. Последние, собственно, и «ушатали» ее в ряде мест до неузнаваемости.

Первая остановка: река Пивью. Через мост переехать не рискнули. Перебрались вброд, хотя видно, что мост регулярно латают. Кто? Нет, не дорожные службы. Искатели металла, дорожных плит, которые вокруг поселка разбросаны повсюду.

Мосты до Крутоборки – отдельная тема. Долгая вражда между корткеросскими, усть-куломскими и сыктывкарскими охотниками. Здешние леса богаты дичью и рыбой. И за эти угодья охотники готовы побороться. Отсюда извечное разрушение мостов соседей, отжиг охотничьих изб.

Вроде бы ничего страшного, но угроза для жизни горе-путешественников и вторая беда: как тушить большой массив леса в летней время, если добраться очень сложно?

 

7.JPG

8.JPG

 

Как при Гитлере

 

Выехали на дорогу, сплошь выложенную из плит. Двигались по ней, наверное, километров 30 – 40. Места сырые, поэтому устроители Крутоборки понимали: надолго сохранит дорогу разве что железобетон.

«Старатели» (как я их назвал) пока не трогают, понимая: если брать плиты с основной дороги, это полностью отрежет поселок от «большой земли». Хотя кому-то не терпится все-таки нажиться: пару небольших «схронов» я заприметил.

Стали подъезжать к самой Крутоборке. Встретил нас пустырь. Судя по остаткам вкопанных колес – это был детский сад. Потом, уже после приезда в Усть-Кулом, я еще раз попытался узнать: какими объектами поселок располагал? Благодаря интернету и сайту ВятЛаг нашел старые фото. В том числе детского сада. Если в поселке проживали около полутора тысяч человек, то детсад наверняка был большим, а, возможно, и не единственным.

Проезжаем дальше. Проводники объясняют: мол, домов не увидите. Их не осталось из тех сотен, которые были сожжены «старателями» ради металла. В ночное время стояло огромное зарево. В своей жизни я несколько раз видел, как горят дома. Трудно себе представить что-то более неприятное. Здесь же дома выжигали… сами люди!

Рассмотрев трубы сожженного двухэтажного дома, первая мысль: вот так фашисты на Украине, в Белоруссии поступали... Вспомнил и то, что в Великую Отечественную за мародерство, между прочим, расстреливали.

А тут орудовали не гитлеровцы. Наши соотечественники методично, дом за домом, выжигали все, вместе с деревьями, сараями и прочими хозпостройками. Выбирая себе все самое лучшее. Судя по длине труб – это был двухэтажный дом.

 

9_1.jpg

10.JPG

 

Артефакты ВятЛага

 

В «мировой паутине» нашел снимки, позволившие представить: как выглядел поселок в 1970-ые. На фото запечатлены и баня, и почта, и столовая.

Дошли до единственного уцелевшего дома. Это штаб-квартира, судя по надписи, администрации поселка (хотя руководство поселка вроде как никто не выбирал и не назначал). Внутри удивила бывшая квартира. На фото санузел. Для 1980 – 1990-ых, тем более в сельской местности, иметь горячее и холодное водоснабжение, ванные комнаты – это, как сказала бы сейчас молодежь, круто.

Оборудована тепловая система. Это была беда домов. Из-за металла, собственно, их и поджигали. Едем далее. Судя по стене Брандмауэра, это был объект с массовым пребыванием людей. Клуб, а, может, школа. Затем в интернете уже понял, что угадал: учебное заведение.

Проехав далее, увидели железнодорожное депо. Оно, можно сказать, возведено с размахом: двухэтажное. Собственно, это был главный местный объект. Крутоборка являлась конечной остановкой Гайно-Кайской железнодорожной дороги, которая, в свою очередь, была ключевой составляющей ВятЛага (Вятская лагерная система, специализирующаяся на лесозаготовках).

Заглянули мы и на саму железнодорожную ветку. От нее осталась только насыпь. Весь рельсовый металл пошел на переплавку. Шпалы вывернуты и скинуты с насыпи.

Сразу представилось: одна шпала – это половина хорошего, живого дерева. Но, наверное, мародеры об этом не думали.

 

Почему???

 

Нашел я в интернете фото времен, когда поезд еще курсировал. А маршрут был таков: 179 – Верхнекамская (конец линии МПС), 193 – Сорда, 98 – Заводская, 200 – Лесная, 205 – Ягодный (согласно местным документам – «Шестой»), 212 – Брусничная (шестой лагпункт), 232 – Раздельная, 240 – Октябрьская, 257 – Нижн. Турунъю, 262 – Турунъю, 266 – Парманка (Верх. Турунъю), 271 – Кажимка, 284 – Лель, 296 – Пелес, 306 – Чёрная (пос. Чернореченский), 329 – Бадья, 345 – Рубики, 355 – Чабис, 380 – Нюмыд, 430 – Крутоборка.

Готовимся к отъезду. На душе кошки скребут. По пути много обдумывал, и все одни и те же вопросы. Почему же мы так не ценим, что создаем? Сколько человек, судеб связано с этим населенным пунктом, а не осталось фактически ничего. Почему мы не обладаем законодательством, которое бы позволило поселок сохранить или ликвидировать, упорядочив то имущество, которое там нажито? Почему???

Вопросы, вопросы и еще раз вопросы. Возможно, есть главный ответ. Потому что Мы – Россия!

 

Дмитрий ШАТОХИН, глава администрации

Усть-Куломский район

5670

Добавить комментарий

Комментарии (45)

  • Ю
    25.10.2013 02:26
    хахаха, ликвидировать по закону решили - так природа сама приберет к рукам, что вы там собрались упорядочивать то.
    конечно надо гворить о периферийной политике для сохранения глубинки и её образа жизни.
    в конце как-то неловко за автора становится - зачем такой ляп надо было делать..
  • Ю
    25.10.2013 02:31
    в остальном довольно выдержано, приятно читать и осознавать, что начинает доходить до людей о необходимости черпать вдохновение из глубинки - что там можно сделать, проявив технологическую, организационную, политическую смекалку.
    больше таких поездок-мониторингов и рабочих групп по конкретному обсуждению возрождения природных интенций в среде стеклобетона.
    ежели в плане ликвидации - то вас запомнят и еще не раз помянут как ликвидаторов.
    зачем выбирать простой путь? вы же не слабаки
  • я
    25.10.2013 20:12
    А вы случайно не знаете,кто ж\б плиты утащил возле моста через речку Кулом-ю? Раньше там был заезд на сенокосные угодья совхоза. Если ехать в сторону с.Дон,то на левую сторону.Этопроизошло уже при вашем руководстве,у вас под носом. А на счет КРУТОБОРКИ спросите у руководства "БАРСа".
    • Алексей
      26.10.2013 11:53
      Спасибо что ещё вспоминают про Крутоборку,жил там с 1974 по 2000 самые лучшие годы и воспоминания.Да,лихо её с землёй сравняли,очень и очень жаль.В 2011 побывал в посёлке больше желания нет(всё равно смотреть уже не на что),хотя частенько в той стороне бываю и этот год не исключение(рыбалка,лес и т.д.)
      • Тарас
        05.12.2013 00:34
        Я разыскиваю армейского друга, Игоря Кожевникова. Служили в Литве 89-91 гг. Если Вы о нём что- нибудь знаете, сообщите пожалуйста.
        Заранее спасибо.
        • Алексей
          17.07.2014 23:02
          Тарас,Гоша Кожевников живет в Сыктывкаре,в том году вышел на пенсию.
          • Тарас
            16.10.2014 17:17
            Если возможно, помогите его найти!!!
  • Вера
    26.10.2013 15:43
    Я проживала в Крутоборке 1978 г по 2002 год Был большой поселок большие 2 школы 3 детских садика клуб большой квартиры были полублагоустроенные дома была вода жили одной семьей очень дружно хотя было много национальностей Ну вот все разрушили людям пришлось уезжать кому куда очень часто вспоминаем Крутоборскую жизнь ! Только что то поздно очнулись когда там уже одни руины Привет всем Крутоборским!!!
  • АЛЕКС
    26.10.2013 18:15
    Дмитрий.
    Огромное спасибо за статью, а главное
    за грамотное определения состояния проблемы.
    Я думаю, что все Крутоборские меня поддержат.
  • житель койгородка
    27.10.2013 20:10
    существует версия, что жд в район Усть-Кулома была недостроена из-за начавшейся Вов, а строилась она ЗКами Вятлага от пЛесной через Койгородский район и Пермский край до Вычегды, тк там планировалось строительство ГЭС. но все это осталось на бумаге. лагеря ликвидировали, а дорога принадлежала чисто МВД. они ее продали, а о жителях тех поселков никто и не подумал. у нас тоже все поселки по этой жд погибают.
  • Александр
    27.06.2014 18:18
    Дмитрий покажите то фото поезда которое нашли в интернете.
  • Соломон Зарбаидович Абаев
    15.12.2014 14:37
    Советский ВЯТЛАГ,ИТУ К-231-ГОСУДАРСТВО.Соломон Зарбаидович Абаев.
    Соломон Зарбаидович Абаев- Хочу поведать народу в основном подрастающему поколению об отдельном или самостоятельном государстве заключенных "ВЯТЛАГ" ИТУ -МВД СССР. Южная часть Коми АССР-Усть-Куломский район, плюс Восточная часть Перьмский край и Северо-Восток Кировской области распологался ВЯТЛАГ или Вятские лагеря на площади более 12 тысяч квадр. км. Скажите Вы-А зачем это было государство в государстве? А потому,что там не было ни каких других ведомств и учреждений в управлении то есть все, что там находилось: Управления власти; поселков,школы,больницы,поликлиники,магазины и даже обычная широкая железная дорога протяженностью 247 км. Верхнекамская-Крутоборка были в подчинения или в собственности МВД СССР \раньше НКВД СССР\ то есть ни одного объекта от какого то другого министерства там не было. Поясню о термине: ГУЛАГ - Это Главное управление лагерей и так видимо назвал писатель Солженицин /до него я не слыхал-ГУЛАГ, было Вятские лагеря- ГУ ИТУ МВД СССР-Это Главное управления исправительно трудовых учреждений МВД СССР. А вот ВЯТЛАГ-Это конкретная территория-Вятские лагеря. Из города Киров если ехать туда будет на пути последний обычный-гражданский город Кирс, далее начиная с первого поселка Старцево где всего лишь сельско хозяйственное колония поселения /я там тянул срок/ далее на Север начинается ВЯТЛАГ .Фосфоритная, Верхнекамская, далее столица государства ВЯТЛАГа пос.Лесной. Далее на Север идут лаг пункты или лагерные поселки от единицы и до 42 п. Крутоборка. Недоезжая около 25 км. пос. Чабис -41 Колония поселение. В ВЯТЛАГе две зоны особого режима; 21 \"очко"\ и предположительно зона 42. остальные зоны строгого режима и колонии поселения. В поселке Чабис в 1977 году на поселение я работал кочегаром на паравозе на участке до Крутоборка-конечная 247 км.железной дороги МВД.СССР\ Не в одной карте МПС СССР это дорога не числилось,называли ее Гайно-Кайская жд.дорога. Контингент там был разный.В то время мне все изучать было не возможным да и не до этого мне было. В этом же году меня перебросили в пос.Старцево-на сельхоз-поселение Кировская область,Верхне-Камский район. 15 ноября 1977 год я оттуда освободился,а что и как там в настоящее время мне неизвестно.Знаю только,что в настоящее время более половина жд. Кайской дороги разобрано на территории Перьмского края и до п.Крутоборка, а пос.Чабис и много другие омертвели после расформирования \когда не знаю\ Так,что отправляться туда в путешествие не советую из-за риска остаться на пол пути без транспорта.Декабрь 2011 год.
    • Юрий
      28.12.2014 00:04
      Я тоже когда-то жил по соседству,только в Нюмыде с 1977-1983.Когда приехал к родителям в Ригу,тайга года три снилась со всеми ее прелестями - рыбой,дичью,природой.По ночам раз в сутки помню поезд ходил из двух вагонов.Да что там говорить,все в прошлом,но жить мне там нравилось.Если не ошибаюсь в Крутоборке начальником отделения был Гагуа.
      • Игорь
        02.12.2016 12:56
        Юрий, ты там жил пол своей воли , а я там на -42 в Нюмыде тянул срок и так же помню как вчера всю эту картину... как на биржу через ценральные ворота ходили---потом внутри жил-зоны переход сделали --около столовой , чтоб меньше соблазна было к побегу, хотя куда там бежать ? -- кругом тайга , да звери ---съедят .. Единственное ---неволя тяготила, а так там тянуть можно было .. начальство всё с ценральной полосы было---те кто проштрафился и с нас толком ни чего не спрашивали и мы тварили практически , что хотели .. Пытаюсь своих кентов разыскать ---правда времени прошло почти -40 лет , а попал я туда--мне только -18 исполнилось . И через жд помню -51 поселение было .
        • Игорь
          02.12.2016 12:58
          откинулся я от туда -сентябрь-84 год . помню ночью до Лесного , а с Лесного -до Кирова ..
          • Игорь
            05.05.2018 23:48
            Я тоже Игорь. В девяностом откинулся. Не серьезно. Год колонии-поселения в пос. Восточный.
  • Соломон Зарбаидович Абаев
    15.12.2014 14:51
    Вот единственное не пойму-Куда делись так много лагерей ВЯТЛАГА от Лесной и до Крутоборка? Что лес больше стране не понадобился или заключенных в разы убавилось?
    • Юрий
      28.12.2014 20:51
      Никуда зэки не делись,а вот лагеря скорее всего переместили на более востребованные работы.На мой взгляд всякая новая метла по новому метет,меняются люди,меняются взгляды(там наверху),да и с лесом в тех местах стало плохо,с ружьишком идешь,как по Сахаре,кругом вырубки.А когда-то действительно в мою бытность от Лесного до Крутоборки одни лагеря,строгий,поселя и реже особняк.30 лет с лишним прошло,а как свежо в памяти-Брусничный,Бадья(где сожгли побегушников в 1977г).Вот такие дела.В 24 года был в Чабисе,а в 61 в Риге,но помню,как вчера.
  • Юра
    28.12.2014 14:53
    Дополню,что самому по неволе пришлось там побывать.Сначала Чабис на колонии,потом в палатках в Нюмыде ,не замерзали,так как грела "Старорусская" и "Старокиевская" по 15 руб.Откинулся и остался.Охотой баловался,рыбалкой,в общем не жалел о таком повороте судьбы и не жалею.Хотел приехать в начале 2000,но где-то информировали,что поселок на ладан дышит.Жаль.Ностальгирую по сей день,и нет никакого сравнения со сраной Националистической Латвией.
  • вера дмитрачкова
    20.04.2015 18:38
    Я много слышала о Крутоборке вот жили люди работали,растили детей.Кому всё это помешало ?У нас столько заброшенных деревень, посёлков столько заброшенной земли где когда-то выращивали овощи и другую сельско- хозяйственные культуру.Кормили всю страну ,а теперь что, вся иностранщина на столе.НЕ пора ли возрадить нашу деревню.Может китайцам отдать землю и они сделают из этих земель РАЙ.
  • Василий
    22.09.2015 07:56
    Я жил в Крутоборке до 1983 года, а до этого в В.Турунье,Н.Турунье, Бадъе, регистрировал брак с женой в Нюмыде. Охранял колонии. Оставил в этих местах часть своей молодости. В Крутоборке у меня родился сын в 1979 году. В 1983 переехал жить и служить в г. Ашхабад,Туркменская ССР, а в 1995 году перевелся в г. Хабаровск. Сейчас на пенсии. Крутоборка был наверное самый большой поселок по этой ж/д ветке (после Лесного). В п. была средняя школа (10-летка), детсад там моя молодая жена работала поваром. Была хорошая общественная баня с парилкой. Увлекался охотой на боровую дичь. А зайцев брал почти рядом с домом (бараком) на шесть квартир. Жаль что умер поселок.
    • юлия
      11.01.2016 22:28
      Наверное, надсмотрщиком работали? Заключенных палкой по ребрам, чтоб жизнь сказкой не казалась? Огромная территория, проклятое это место, на костях людских. Жизни людские не щадили, ради чего? Лишняя палочка в плане? Есть чем гордиться - людей избивал. Территория огромная, да дуракам досталась. Одни колонии на огромной территории, зачем она нужна? Вы калечили души людские, гордитесь.
      • Кукушка
        31.03.2016 22:54
        Интересная позиция
        • Геша
          18.07.2016 14:01
          В Крутоборке была автошкола в 1992-1993 году, с Кирса или Лесного руководство было ? Не помню. Кто знает, подскажите?
      • Игорь
        26.07.2016 15:20
        Поддерживаю Юлию! Бывал 80-86гг. пос.Соз,пос.Брусничный.адский труд,много смертей..."цирики"душегубы!
        • Владимир
          02.03.2017 17:57
          А я бывал 78-79-80 г.Трудились хорошо.Если нет нормы то в изолятор с выводом на работу.Если опять нету опять изолятор.А иногда выбивали стекла и насыпали снега в хату .А морозы были не хилые.А 78 на 79 доходило до - 67 .В 50 на работу выгоняли.Техника не глушилась.Соляра замерзала.Грели на ходу факелом бак.И последние три месяца пришлось отсидеть в изолсторе.А там вши.Каждое утро полные швы.Не уснуть пока не выбешься из сил .Заедали просто.В баню не водили.В последний день в баню переоделся и в путь.Хорошо на билет дали.Вот примерно так.
        • Петр
          10.12.2018 18:17
          Руководство было в Кирсе, я права получал в 1993 году.
      • Игорь
        02.12.2016 13:11
        Юлия, вы прям какие то страшилки выдумываете ... на -42 камандировке - в Нюмыде с 81-84 я сам там тянул и всё было приемлимо . Ни каких повязачников , ни лакалок --- передвигаться по зоне можно было кто куда захочет---одним словом---бардак .. ну а с работой приходилось мудрить---чтоб в изолятор не закрыли и нормы на бумагах приписывали и опилки в тех-щепу помню насыпали в бункер---чтоб до нормы дотянуть и так же что не закрыли в изо.. Поселенцы на бирже ---на лесовозах и передачки в мешках привозили и водку и сигареты с чаем ---всё было --- единственное --- летом комары доставали , а зимой--мороз .. так что в дальнеке тоже есть свои плюсы .. но я там был по принуждению, а вот вы что там забыли и по своей воле---ЭТО БОЛЬШОЙ ВОПРОС.. меняб там по своей воле---ни за какие деньги ни заставили бы и дня быть ..
      • Владимир
        26.02.2017 00:56
        Бывал я около Крутоборки 18 километров пос.западный 1989 до 1981 года .Лес пилил.Было мне 19 лет.Вспоминаю как страшный сон.
      • Владимир
        08.05.2017 19:46
        Да, как Вы правы ,Юлия.Я тоже там бывал, на самом конечном маршруте.Это было 1978 , 1979 , 1980 и 30 января 1981 года покинул эти края.
  • Владимир
    13.10.2017 17:16
    Хотелось бы хоть кого нибудь найти с кем приходилось там сидеть.Это были годы 1979 , 1980 .Зимой 1981 года уехал.37 лет лет прошло.Это пос.Западный 18 км.по плитам от Крутоборки.
    • Александр
      16.11.2017 06:04
      Прибывал Я пос Западный49 колония поселение 1983-1987г Зам по реж-части был Логвинов, а жена его работала в магазине. А в лесу на делянке нас кормил Ара Армян.
      • Владимир
        25.11.2017 18:05
        Ну вот нашелся человек который был пос.Западный. А я 1981 году 31 января уехал из этого края.
        • Александр
          26.11.2017 15:22
          Владимир, а где ты работал? Может помнишь кого-не будь!
          • Владимир.
            27.11.2017 14:48
            Я работал на лесоповале.Помню за 20 км возили.Как выезжаешь из поселка на лево.Сначла сучки рубил.Потом пришел новый трактор и я решил по глупости поработать.Весь спрос с тракториста если нет кубатуры.Я уже ни кого не помню .Только некторых пацанов Питерских.Я этот трактор новый утопил в речку.Ездил в разведку в поиске дороги на вольный поселок.
            • Владимир
              27.11.2017 14:55
              В результате не на тракторе а пешком я рванул до вольного поселка.Была зима.По зимнику приехали на работу за 20 км.и я в путь по визирам.Утром вышел вечером там .Рюкзак водки взял.Но обратно в ночь идти не решил т.к поднялась пурга.Пришлось на вольном участке заночевать.Дошел только к следующему вечеру.Ну и соответственно уже был объявлен побег.
              • Владимир
                27.11.2017 15:07
                Груз доставил.Оставалось три месяца .Просидел в изоляторе до конца.Выпустили только в баню сходил и в путь.Помню баня быля в конце пселкп и там рядом речка.
                • Александр
                  02.04.2018 11:55
                  Да Володя! Баня была в конце поселка, у меня осталась еще фотка где кореша стоят возле речки.
                  • Владимир
                    02.05.2018 22:00
                    Интересно бы взглянуть фото.
                    • Владимир
                      05.05.2018 15:33
                      Взглянуть имеется в виду если если на фото видна баня ну или поселок.А так не обязательно.
                      • Игорь
                        05.05.2018 23:59
                        В 90-м баня горела, но потушили. Баня внизу посёлка. Дальняя от вахты возле речки.
                        • Владимир.
                          09.05.2018 20:31
                          Понятно.Спасибо
      • Жулик
        31.10.2018 21:25
        Привет всем Арестантам! Отбывал я там с женой и сыном работал на тягаче
        • Жулик
          31.10.2018 21:42
          У нас ещё две белки дома жили Печка была
          • Владимир
            26.11.2018 18:02
            Привет Жулик!В каком году был там.В каком месте?