19.04.2012

Побег из плена
привел летчика-истребителя в Воркутлаг / Наш человек

Первый в истории Великой Отечественной войны побег из немецкого плена на вражеском самолете совершил Николай Лошаков. Однако вместо почестей и наград военный летчик заслужил… срок в Воркутлаге.

Безымянный_1.bmp


Роковой полет

 

Родился Николай Лошаков 17 декабря 1923 года в селе Малинино Краснодарского края. В 1940-ом райком комсомола направил его на учебу в аэроклуб ОСОАВИАХИМа в Краснодар. Профессию летчика-истребителя он получил в тамошней военно-авиационной школе пилотов.

В ноябре 1942 года молодой летчик служил в 286-ом истребительном полку 13-ой воздушной армии, которая обороняла Ленинград. 120 боевых вылетов совершил за полгода участия в боях. 27 мая 1943 года состоялся 121-ый боевой вылет Лошакова. Это второй рейс в тот день. Его машина в предыдущем полете оказалась повреждена, и он отправился на запасном истребителе ЯК-16.

– Над вражеской территорией мотор истребителя стал сдавать обороты, – писал в своих воспоминаниях летчик. – Ведущий группы дал указание, чтобы я вернулся на аэродром. Выполняя приказ, я развернул самолет в сторону Ленинграда. Вот тут и началось. С трудом отбившись с неисправным мотором от насевшего на хвост немецкого ФВ-190, я увидел на встречном курсе «Мессершмитт-110». Поддавшись искушению, бросил свой ястребок на фашиста, открыв по нему в пикирующем положении огонь со всех точек. «Мессершмитт» удалось убрать с подбитым правым мотором, зато я оказался зажат в клещи двумя ФВ-190. В бою меня тяжело ранили в левую руку и ногу. Самолет, изрешеченный пулями, вскоре загорелся. Мне удалось дотянуть до своих, выпрыгнуть с парашютом, но сильный ветер отнес меня к окопам фрицев.

 

Эскадрилья изменников

 

Немцы решили, что парень, которому на тот момент не было и 20-ти, только что прибыл на фронт и сбит в первом же бою. Во время допросов его склоняли к измене Родине. Среди пленников был и командир гвардейского полка летчик Евгений Банщиков. Однажды он шепнул парню: «Немцы хотят сформировать эскадрилью изменников. Надо сорвать!».

На очередном допросе гитлеровский полковник предложил: «Мы готовы оказать вам доверие, а затем вы перейдете в авиацию рейха. Ну?». «Согласен», – ответил Николай.

Его отправили работать на запасной аэродром в город Остров (ныне Псковская область). Там он свободно передвигался, правда, к самолетам допущен не был. Жил в бараке, мечтал о побеге и искал соратника: чувствовал себя связанным обещанием майору Банщикову. Единомышленника вскоре нашел – пленного пехотинца Ивана Александровича Денисюка, который работал заправщиком на аэродроме. Вдвоем они стали готовиться к побегу. По просьбе товарища Денисюк рисовал расположение приборов на немецких самолетах, достал ему летную немецкую куртку и пилотку.

Первая попытка сбежать не удалась, но вот вторая… 11 августа 1943 года на летное поле приземлился самолет «Шторх», который Денисюк сразу заправил. Немецкий летчик ушел отдыхать к коменданту. В тот момент Лошаков в кустах переоделся и не спеша направился к самолету. Денисюк тем временем убрал колодки из-под шасси. Теплый еще самолет взмыл. Немцы организовали было погоню, но пленникам удалось оторваться. Хотя Лошаков снова был ранен, самолет его слушался.

 

На нары!

 

За три часа беглецы преодолели 300 километров и ночью посадили самолет на картофельном поле. Так 12 августа закончился этот полет – первый в истории Великой Отечественной войны побег из фашистского плена на вражеском самолете. В тот же день ребят арестовали.

К тому времени Лошаков считался погибшим, родственникам была отправлена похоронка. А он не только остался жив, но и сохранил документы, которые предъявил контрразведчикам на допросе. Все это казалось невероятным: вот Лошакову и Денисюку и не поверили. Оба осуждены, Николай получил три года, а Иван – 20!

Авиатора обвинили в том, что он добровольно пошел в услужение врагу, что не застрелился, а сдался в плен. Словом, за измену Родине. Но почему он получил столь малый срок? Ходили слухи, что кто-то из судей даже требовал его освободить.

В январе 1944-го пилота привезли в Воркутлаг, однако уже в августе 45-го освободили со снятием судимости. А потом была работа в авиаотряде «Воркутауголь», сначала авиамотористом, затем в должности начальника центрального аэропорта авиаотряда.

Сейчас уже не узнать, почему военный летчик поменял небо на подземелье. Но факт остается фактом: вся остальная трудовая жизнь Николая Кузьмича связана с горным производством. В 1965 году его избрали председателем шахтного комитета № 40, а с 1971 года и до выхода на пенсию он возглавлял Воркутинский территориальный совет всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР).

 

Первый из героев

 

Реабилитирован Лошаков в 1958 году. О его подвиге был снят документальный фильм. Кстати, историки назвали девять фамилий военных летчиков, которые совершили побег из немецкого плена. Первый в списке – Николай Лошаков.

У этих летчиков судьба складывалась одинаково, все они были осуждены за измену Родине, все отсидели определенные сроки в лагерях. Только один из них – Михаил Девятаев, удостоен звания Героя СССР в конце 50-ых. В 1960-ые годы у руководства страны был уже иной взгляд на угон вражеского самолета. Однако в правительстве СССР предложение присвоить звание Героя СССР воркутинскому летчику-шахтеру восприняли без энтузиазма, а сам он ни на чем не настаивал.

В 1960-ом году часть своего отпуска Николай Кузьмич провел в абхазском городе Ткварчели. На шахте комбината «Ткарчелиуголь» он встретился со своим боевым товарищем Иваном Денисюком. Сохранились фотографии, запечатлевшие друзей в шахте и на отдыхе. В 1984 году, покинув Воркуту после 40-летнего служения Северу, Николай Кузьмич скоропостижно скончался в Краснодаре, где и похоронен.

В Заполярье сейчас живет его сын Геннадий, дочь Стелла – в Санкт-Петербурге, создала у себя дома небольшой музей, посвященный отцу. Жизнь замечательного летчика продолжается в детях и внуках.

 

комментарий

Начальник управления культуры администрации Воркуты Ольга Павелко сообщила «Красному знамени Севера» о том, что 8 мая на административном здании воркутинского аэропорта будет установлена мемориальная доска Николаю Кузьмичу Лошакову.

– Осенью прошлого года в администрацию Заполярья обратились члены инициативной группы из Национальной библиотеки Коми с предложением установить памятную доску легендарному летчику-истребителю. Процедура рассмотрения вопроса достаточно длительная, буквально на прошлой неделе вопрос был рассмотрен на заседании Совета депутатов города. Парламентарии предложение об увековечивании памяти Николая Лошакова одобрили и на основании этого мы заказали изготовление доски и назначили дату ее открытия. На праздничное мероприятие из Сыктывкара приедут инициаторы идеи.

10584

Добавить комментарий

Комментарии (23)

  • Юрий
    05.11.2012 13:30
    В «Книге Памяти Украины» зафиксированы воспоминания фронтовика В.В. Ковалева – бывшего военнопленного из концлагеря «Шталаг-364»: «От майора Устинова Михаила Александровича, уже “старого“ узника лагеря, мы узнали о таком случае: где-то в начале сентября 1941 г. фашисты в лагере набрали большую команду для работы по очистке аэродрома. В эту команду попали несколько человек офицеров-летчиков. Один из них сумел попасть в кабину управления боевого фашистского самолета, взять с собой нескольких человек из узников, поднять самолет и улететь на Восток, к своим. ...».

    <*> http://memory.dag.com.ua/browse?2101
    ......................................................................................

    Октябрь 1941 года. Побег из плена самолете-истребителе Ме-109, на угнанном с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал летчик РККА Цыганков Павел Иванович.

    <*> Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // ж-л «Уральский следопыт». 1972. № 5. http://www.uralstalker.su/persons_us.html
    <*> Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // газ. «Красная Печора». 1972. 22-27 июля, 1-10, 15, 19-31 авг.#.
    <*> Ципис Н. Небо Марка Галлая – повести // Проза.ру : русскоязычный литературный портал. www.proza.ru/2010/09/08/1073

    # Биографы Н.К. Лошакова были знакомы с документальной повестью «Кто угнал самолет?», опубликованной в газете «Красная Печора»...
    ......................................................................................

    Октябрь 1941 года. Угон немецкого самолета с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал военнопленный летчик С.Н. Сетраков: «... Необычным в судьбе Сетракова С.Н. было то, что, находясь в плену и работая уборщиком на Бобруйском аэродроме, он в октябре 1941 года угнал немецкий самолет и долетел до Быхова, где был сбит преследовавшими его ”мессершмиттами”, и снова попал в плен».

    <*> Об итогах областного конкурса «Тут ни прибавить, ни убавить – так это было на войне» // Могилевский облисполком. Могилев, 2012. http://region.mogilev.by/ru/node/11273
    <*> Хроника ОО МОИППК «Виккру» за 2010 год // Могилевский облисполком. Могилев, 2012. http://region.mogilev.by/ru/page/khronika_oo_moippk_vikkru%C2%BB_za_2010_god
    ......................................................................................

    Из воспоминаний фронтовика А.Б. Кайтукова (попавшего в начале войны в гитлеровский лагерь для военнопленных) о январских событиях 1942 года: «... Ночью снег выпал до колен. Привели нас на аэродром снег расчищать. Дали лопаты из фанеры. Собираем снег в кучи. ... В обед построили нас и повели в лощину, там у них полевая кухня была. Посадили нас на снег, а сами обедают. И вдруг немецкий самолет появляется в воздухе, и немецкие зенитки стреляют по нему. А он бомбы сбросил на аэродром, где мы чистили снег, и улетел в сторону Ростова. Немцы взбесились, построили нас, пересчитали – одного не хватает. Оказывается, нашего, который, видимо, летчиком был, в кучу снега зарыли, а когда нас увели, он вылез, сел в самолет и взлетел. Самолеты, на которые он бомбы скинул, сами с бомбами были».

    <*> Кайтуков А. Долгая дорога домой // ж-л «Дарьял». 2003. № 1. Владикавказ. http://www.darial-online.ru/2003_1/kaytuk.shtml
    <*> Карданов Т. Подвиг в плену // газ. «Пульс Осетии». Владикавказ, 2009.
    http://gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=38&Itemid=39
    ......................................................................................

    Лето 1942 года. Побег на пикирующем бомбардировщике «Юнкерс-87». Пилотировал неизвестный летчик – командир самолета ДБ-ЗФ 212-го отдельного дальнебомбардировочного авиаполка.

    Из рассказа командира 12-го Гвардейского Гатчинского дальнебомбардировочного авиаполка Богданова Николая Григорьевича (в записи М.И. Веллера):

    «Вот только один случай, который произошел с моим другом, из нашей же эскадрильи... мы еще на почтовых вместе летали.

    ... Его сбили в самые первые дни войны. Выбросился с парашютом и тут же был захвачен в плен... документов мы ведь с собой не брали. ...сказался бортмехаником... Попал в лагерь. Потом немцы начали из лагеря отбирать квалифицированных рабочих для разных своих нужд. И он попал на работу туда, куда только мечтать мог – на аэродром. ...среди таких же пленных обслуживал Ю-87-ые. ...вынашивал идею улететь к своим... ловил обрывки разговоров, присматривался... чтоб представить себе детали управления.

    И вот летом сорок второго их аэродром был под Псковом. ...как-то выдался подходящий случай. Стоял чуть в стороне от других одинокий заправленный самолет – видимо, для воздушной разведки. Повели пленных на обед. А он приотстал, закопался как бы в снятом на ремонт двигателе... Те колонной отошли, он схватил коленвал на плечо и поволок к заправленному самолету на отшибе. А пулеметчики, аэродромная охрана, к летной-то службе отношения не имеют и в ней не разбираются. Чего-то пленный ремонтирует – ну и ладно, значит, так надо... положил коленвал, для виду еще покопался в моторном лючке, чего-то где-то попротирал, поправил, а потом влез в кабину.
    Вот тут охранник с вышки ему заорал, чтоб вылезал, это запрещено. Он охраннику трясет отверткой над головой и кричит, что у него – приказ работать. А сам лихорадочно по приборной доске шарит, где аккумуляторы включаются... Охранник свистит. Кто-то уже бежит по полю в его сторону. Он переключателями щелкает лихорадочно. ...

    Красная кнопка – запуск! Пошел пропеллер! ... с ходу выруливает на взлет... уже охрана с вышек на поражение строчит, фюзеляж дырявит. Но “Ю-87“... машина очень живучая: бронированная, баки экранированы, и поджечь его довольно трудно...
    ... взял курс на восток, и шел на высоте десяти метров,.. Потом сообразил, что на востоке его будут перехватывать,.. пошел на юг... пересек линию фронта уже за Великими Луками... нашел наш аэродром... быстро на него сел, чтоб не сбили впопыхах..».

    Веллер: «А дальше? ... А потом?».
    Богданов: «Не было дальше. Не было потом. Арестовали, допросили в “Смерше“ и расстреляли».
    Веллер: «За что?».
    Богданов: «Ну как это за что. Красный командир, летчик, коммунист – сдался в плен. Обязан был застрелиться. Это – раз. Работал на врагов. Да не просто работал – обслуживал их боевую технику. Это уже прямая измена, предательство. Это два. И, вероятно, завербован немецкой разведкой... Это три. ... Вот и вполне достаточно. Потом уже, после смерти Сталина, после всех реабилитаций, в газетах писали о таких случаях как, значит, о примерах мужества и героизма. Ну, а о том, что этих героев расстреливали, писать, естественно, было как-то... ну, понятно».

    <*> Веллер М. И. Баллада о бомбере. – М. Изд-во АСТ, 2012.
    http://lib.ru/WELLER/bogdanow.txt_with-big-pictures.html#
    http://militera.lib.ru/prose/russian/veller1/index.html
    ......................................................................................

    Осень 1942 года. Побег из плена летчика РККА Петра Вересоцкого на немецком самолете-истребителе с Кировоградского аэродрома.

    Л.В. Матвиенко – заведующая отделом библиографии и краеведения Кировоградской областной библиотеки для детей им. А.П. Гайдара – рассказывая в реферате «Памятники нашего города» о памятнике летчику-истребителю Петру Вересоцкому, установленному на территории аэропорта Кировограда, сообщила то, что он был сбит 8 или 9 августа 1941 года над восточной окраиной поселка Бобринец (Кировоградская область, Украинская ССР) немецкими зенитчиками. После приземления на парашюте он отстреливался и был ранен в ногу, а когда патроны у летчика закончились, фашисты взяли его в плен.

    Вересоцкого вместе с другими тяжелораненными красноармейцами доставили в военный госпиталь № 45. 18-летняя санитарка Любовь Григорьевна Скороход, которая за ним ухаживала, запомнила его таким: «Пілотові на той час було років 20-22. Чорнявий, худорлявий, симпатичний, середнього зросту, був дуже енергійний, жвавий, подобався дівчатам, добре говорив українською мовою» [«Пилоту в то время было лет 20-22. Смуглый, худощавый, симпатичный, среднего роста, был очень энергичный, живой, нравился девушкам, хорошо говорил на украинском языке»].
    После выздоровления гитлеровцы доставили его в Кировоград, в лагерь для военнопленных, где Петр смог попасть на аэродромные работы, скрыв каким-то образом от лагерного начальства то, что он – летчик#.

    «И вот однажды, – пишет Матвиенко, – когда пунктуальные немцы обедали, из группы заключенных, которые проходили мимо самолета, один смельчак мгновенно подскочил к истребителю, залез в кабину и самолет помчался на взлет». По какой-то причине сходу взлететь не удалось, но Вересоцкий предпринял вторую попытку взлета, оказавшуюся удачной. «Оказалось, что истребитель был с полным боекомплектом, – рассказывает автор реферата, – Пленный летчик знал аэродромное хозяйство. Ненависть к фашистам была такой, что он сначала атаковал бензохранилище, которое вспыхнуло, а затем нанес огневой удар по самолетам. После этого отчаянный смельчак полетел навстречу фронта в направлении Знаменки...».

    # Вместе с тем, Анатолий Андреев приводит другую версию: «Петро Вересоцький, перебуваючи в полоні у кіровоградському концтаборі, був у групі полонених радянських асів, яких фашисти використовували в якості літаючих мішеней під час тренування молодих льотчиків «люфтваффе». Під час таких тренувань Петру Вересецькому вдалося визволитись з під конвою , захопити німецький літак, обстріляти бензосховище та полетіти в бік фронту».

    Дальнейшая судьба героя остается неизвестной. Остается надеяться, что его не постигла участь летчика, о котором рассказал Н.Г. Богданов.

    <*> Матвієнко Л. В. Пам’ятники нашого міста : Реферат // Кіровоградська обласна бібліотека для дітей ім. А. П. Гайдара. Кировоград. http://librarychl.kr.ua/pro_bib/nah_vud_referat_pamat_nash_krai.php
    <*> Памятник летчику П. Вересоцкому // ПОМНИТЕ НАС ! Описание памятника : «г. Кировоград (Кіровоград), Кировоградская область, Украина». 2006-10.
    http://pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=8433
    <*> Козацька толока // Портал гражданской журналистики. Интернет-издание ХайВей. Портал громадянської журналістики. Інтернет-видання ХайВей. 2008.
    http://h.ua/story/93647/#ixzz20Du6KIMg
    ......................................................................................
    • Алекс
      19.12.2018 01:06
      А художественны свист Веллера зачем сюда?
      Явный вымысел.
      Откуда "друг" знал все подробности? Ему смершовцы материалы допроса передали? Или сам был в том же плену?
      Веллер обычный антикоммунист, русофоб-антисоветчик, вот и нагоняет страху.
      • Юрий
        20.08.2022 04:47
        Ещё об одном подобном случае стало известно из рассказа лётчика-угонщика, приведенного в воспоминаниях дважды Героя Советского Союза командира авиаэскадрильи штурмовиков Ил-2 Бегельдинова Талгата Якубековича (которого никто не может обвинить в том, что он «обычный антикоммунист» и «русофоб-антисоветчик»).

        При выполнении боевого задания самолёт рассказчика был подбит, что привело к вынужденной посадке во вражеском тылу. Самолёт загорелся, но лётчик успел выскочить из кабины и укрыться в лесу. На глазах у прибежавших фашистов произошел взрыв и они, не подходя к пылавшей машине, ушли, решив, что пилот погиб.

        Уцелевший лётчик дошел до ближайшей деревни и от ее жителей узнал, что на окраине находится бывший осоавиахимовский аэродром, где стоит пара брошенных при нашем отступлении самолёта У-2, один из которых немцы отремонтировали. В связи с приближением линии фронта гитлеровцы перегнали свои самолёты вглубь оккупированной территории, оставив на аэродроме малочисленную охрану, предпочитавшую пьянствовать, меняя у местных жителей на самогон амуницию с охраняемых складов. Изба, где расположились пьяные охранники (спавшие во время угона), находилась от самолётов далеко – на другой стороне лётного поля.

        Двигатель самолёта летчик запустил с помощью местного парня, провернувшего при запуске воздушный винт (до войны он начинал учиться в аэроклубе и его подготовка пригодилась).

        Далее Бегельдинов, вспоминая то, что услышал от вернувшегося лётчика, пишет:
        «Линию фронта перелетел на бреющем, беспрепятственно, без единого выстрела зениток. И хотя волновался до предела, аэродром свой определил и сел аккуратно. Подробный, в деталях рассказ летчика, возвратившегося уже 95 на пятый день, мы слушали затаив дыхание. Выпили за его чудесное спасение. Между прочим, немецкий шнапс, который механик обнаружил в кабине в немецкой же фляжке – мужики-кузнецы подсунули на дорожку, даже и не предполагая, что именно этот шнапс, немецкая фляга, запечатанный в фольгу, немецкий же паек и еще, так же зачем-то – от души – сунутые мужиками в кабину новенькие, со склада, немецкие полусапоги, никак не подозревая, что все эти вещи и послужат “неопровержимыми доказательствами“ – “вещдоками“, не чего-нибудь – измены Родине – в чем будет обвинен, по сути, герой-лётчик. ...
        Последовал приговор и лётчика отправили.
        А через неделю, ровно через семь дней наши войска вошли в эту деревню. Меня послали осмотреть тот самый... аэродром. Я приехал, осмотрел. Все здесь было точно как в рассказе несчастного лётчика. Еще я нашел кузнеца и его подручного. Они подтвердили все, что говорил нам и, наверное, "Смершу", лётчик.
        Но его уже не было. А рассказ его я привожу дословно»*.
        * Бегельдинов Т. Я. Пике в бессмертие: (хроника подвига летчиков-штурмовиков). – Алматы : Жазушы, 2000.
  • Юрий
    24.11.2012 23:49
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года № 3537-VI лейтенант запаса Лошаков Николай Кузьмич был награжден орденом Красной Звезды.
    - -
    Приложение (ч. 2) к изданию «Ведомости Верховного Совета СССР» № 19 (1262) за 1965 год [с. 113].
  • сергей
    22.06.2015 14:30
    Таких уродов которые только и могли расстрелять или отправить на колыму один-бы раз отправить внастоящий бой Можно было с ними рядом не находится _весь-бы провонял (внутренними органами)
  • Юрий
    19.12.2017 10:00
    Н.К. Лошаков «своих воспоминаний» не писал. В данном случае безымянный автор слукавил, произвольно воспользовавшись фрагментом автобиографии Николая Кузьмича, который А.А. Попов привел в очерке «Летчик Лошаков», опубликованном в «Книге памяти Республики Коми» (Сыктывкар, 1999. Т. 8. - С. 1006-1011).
    В отличие от очерка Попова, в якобы цитируемых «воспоминаниях» безымянный автор оставил неизменным лишь одно предложение: «Выполняя приказ, я развернул свой самолет в сторону Ленинграда.». Все остальные так или иначе изменены. Более 15 фрагментов, включающих 58 слов (более одной трети текста), изъято без внесения соответствующих многоточий. Использовано 9 новых слов, включая синонимы, и в 3 словах изменены окончания. В неизменном виде оставлено 98 слов. В данном случае безымянный автор решил поправить Лошакова, выдав свой вольный пересказ чужих слов за текст, якобы написанный Николаем Кузьмичом.
    Кроме того, необходимо заметить, что в очерке Попова есть одно предложение, в котором, судя по контексту полного фрагмента автобиографии, вероятнее всего, допущена либо ошибка автора очерка, либо типографская опечатка. Речь идет о фразе: «МЕ-110 удалось убрать с подбитым правым мотором, но зато я оказался через некоторое время зажатым в "клещи" двумя "ФВ-190"».
    Анализ почерка Лошакова - с использованием рукописных текстов автобиографии и «Личного листка по учету кадров» (1961) - показал, что букву «д» Николай Кузьмич писал с верхним завитком - т.е. она имела ∂-образное начертание. По данной причине две эти буквы у Лошакова иногда приобретают отдаленно схожий вид и где-то недостаточно отчетливую «д» - при наличии соответствующей предварительной психологической установки - можно принять за «б», прочитав «у∂рать» как «уδрать».
    • Юрий
      19.08.2022 05:57
      Упомянутые автобиография Н. К. Лошакова и «Личный листок по учету кадров» (1961) хранятся в Национальном музее Республики Коми.
    • Юрий
      19.08.2022 07:22
      Дополняя анализ достоверности подраздела «Роковой полет», необходимо заметить – утверждение о том, что Лошаков выполнял последний боевой вылет на «истребителе ЯК-16», не соответствует действительности:
      - во-первых, Як-16 авиаконструктора А. С. Яковлева представлял собой транспортный пассажирский самолет, а не истребитель;
      - во-вторых, его лётные испытания начались лишь в 1947 году.
  • Юрий
    19.12.2017 12:50
    В статьях многих журналистов, общавшихся с Н.К. Лошаковым, указывается, что вместе с ним улетел из плена И.А. Денисюк. Наряду с этим, Лошаков и в заявлении начальнику ГУКР «СМЕРШ» В.С. Абакумову от 10.09.1943 г., и в послевоенных автобиографиях собственноручно писал только об одном соучастнике побега.

    Однако в 1972 году один из воркутинских журналистов в репортажной статье, посвященной встрече Лошакова с учениками и учителями школы № 12, сообщил о его побеге следующее: «... Оказавшись раненым и попав немецкий плен, он сумел не только бежать из фашистской неволи, но и завладеть с двумя товарищами вражеским самолетом. На нем они перелетели через линию фронта и вернулись к своим»*.
    * Чайка С. Живая легенда // Заполярье. 1972. 23 февраля.

    Более того, в 1977 году корреспондент республиканской молодежной газеты, пересказывая услышанное ею во время выступления Николая Кузьмича перед военнослужащими Сыктывкарского гарнизона, назвала третьего участника перелета на «Шторхе» – пленного Георгия Зотова*.
    * Борисевич Т. Урок мужества // Молодежь Севера. 1977. 2 ноября.
    • Юрий
      19.08.2022 07:56
      Упоминание в этой статье Денисюка как «пехотинца» (который, вместе с тем, в плену «работал заправщиком на аэродроме») противоречит сведениям Центрального архива Министерство обороны России о его военно-учётной специальности (ВУС) – 74 / механик авиационный (ЦАМО: Ф. СПП Моск. ГВК, Оп. 179515, Д. 103).
  • Юрий
    19.12.2017 13:01
    Полет закончился не «12 августа», а 11.08.1943 г. в 22 часа 40 минут.

    И.А. Денисюк был осужден не на «20», а на 10 лет – по той же статье, что и Н.К. Лошаков.
    • Юрий
      19.08.2022 08:15
      «11 августа 1943 г. … в 22’40 минут» – время посадки, указанное Н. К. Лошаковым 10.09.1943 г. в Заявлении, адресованном начальнику Главного управления контрразведки «СМЕРШ»*.
      «11 Августа 1943 г.» – дата ареста Н. К. Лошакова, зафиксированная следователем «СМЕРШ» в «Анкете арестованного»*.
      * Оригиналы названных документов хранятся в Центральном архиве ФСБ России, заверенные копии – в Тимашёвском музее семьи Степановых.
  • Юpий
    19.12.2017 13:16
    Утверждение:
    «…историки назвали девять фамилий военных летчиков, которые совершили побег из немецкого плена… У этих летчиков судьба складывалась одинаково, все они были осуждены за измену Родине…»
    не соответствует действительности.
    = =

    Летчик-истребитель В.И. Муратов, попавший в румынский плен и угнавший вражеский самолет с аэродрома в районе Бухареста (Румыния) с посадкой в расположении советских войск в районе города Фокшаны (Румыния), продолжил воевать в истребительной авиации*. Его «пассажир» - лётчик-штурмовик И.В. Клевцов также продолжил летать и, более того, в 1945 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
    * Емельянов Г. Побег из плена // Ветеран. 2003. № 5.

    М.П. Девятаев репрессирован не был: «Мне еще повезло, не посадили. Все-таки не все дураки, хотя дураков у нас много...»*.
    * Биккинин И. Любовь и жизнь легендарного летчика // Татарская газета. 23.11.1998 г. (№ 12).
    См. также книги Девятаева - «Полет к солнцу» и «Побег из ада».
  • Юрий
    19.12.2017 13:20
    Заполняя 20.01.1948 г. Анкетный лист при приеме на работу в Сыктывкарский отдельный авиаотряд на должность начальника аэропорта Воркуты, Лошаков указал следующее: «...освобожден досрочно по амнистии 11 августа 1945 года. Судимость не снята»*.
    * Анкетный лист хранится в Тимашевском музее семьи Степановых.
  • Владимир Герун
    04.05.2019 12:37
    С Победой 9 мая !

    https://www.litres.ru/vladimir-gerun/s-pobedoy-9-maya-stihi-o-pobede-sssr-v-velikoy-otechestvennoy-voyne/
  • Юрий
    20.11.2019 20:36
    «27 мая 1943 года... второй рейс в тот день…»
    = =

    С каких это пор боевой вылет лётчика-истребителя стали называть «рейсом»*???

    * Рейс (нидерл. Reis или нем. Reise — путешествие) — путь транспортного средства (кораб**, судна, автомобиля, летательного аппарата и так далее) по определённому маршруту.
  • Юрий
    20.11.2019 20:43
    Утверждение «В 1984 году, покинув Воркуту после 40-летнего служения Северу, Николай Кузьмич скоропостижно скончался…» не соответствует действительности.

    Из Воркуты Лошаков уехал в 1981 году, а не «В 1984 году» и скончался не «скоропостижно», а без малого через три года после переезда.
    • Евгений
      10.10.2021 16:56
      20-ти летние мальчишки совершали подвиги,может из-за страха.может из-за любви к свободе,Родине.Но это были герои на которых нужно равняться и ставить в пример СЕГОДНЯШНЕЙ молодежи.Но нет , обязательно найдется сраная горстка мразей где все наше лучшее - не так. Им где-то на западе,какой-то х**лан поведал правду.
      Скорей переезжайте НА Украину,там Вам МЕСТО.
    • Юрий
      19.08.2022 07:09
      Согласно Трудовой книжке последнее место работы Н. К. Лошакова – Воркутинский территориальный совет ВОИР, который он возглавлял с 14.06.1971 г. по 19.03.1981 г. и был освобожден в связи с инвалидностью*.
      * Трудовая книжка хранится в Тимашёвском музее семьи Степановых.

      21.07.1981 г. Н. К. Лошаков был поставлен на жилищный учёт в Первомайском РЖУ г. Краснодара (и затем получил квартиру)*.
      * Соответствующие документы находятся в личном архиве его двоюродной сестры Н. И. Руденко (г. Краснодар).

      В период «c IV-1981 по II-1984» член КПСС пенсионер Лошаков Николай Кузьмич стоял на партийном учёте в г. Краснодаре – «Умер в феврале 1984 года. Партдокументы погашены Первомайским райкомом КПСС гор. Краснодара…»*.
      * Процитированные сведения зафиксированы в партийно-учётных документах Н. К. Лошакова, хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), а также в документах, хранящихся в Центре документации новейшей истории Краснодарского края.
  • Юрий
    19.08.2022 04:24
    Упоминание о наказе Банщикова (который майор якобы «шепнул» Лошакову) является полу-произвольным пересказом первоисточника. В статье корреспондента газеты «Правда» В. Новоселова «Партбилет № 08572332», опубликованной в сборнике «Герои наших дней» (1961), рассказ об этом изложен несколько иначе:
    «По залитым солнцем улицам Риги они шли вдвоем: Лошаков и другой пленный советский летчик, командир гвардейского полка, майор. Шли под конвоем эсэсовцев.
    - Понял замысел? - спросил майор.
    - Что именно?
    - Немцы, видимо, хотят сформировать эскадрилью изменников. Надо сорвать!..
    Договорить майор не смог. Конвоир ударил его прикладом. В тот же день этого замечательного советского человека, коммуниста Евгения Михайловича Банщикова, кадрового офицера, ленинградца, увезли в Германию. Лошаков его больше никогда не видел. Но наказ его хорошо запомнил.
    …».
  • Юрий
    19.08.2022 05:42
    В связи с упоминанием наказа сорвать формирование в «авиации рейха» эскадрильи изменников необходимо отметить, что в Заявлении от 10.09.1943 г., адресованном начальнику Главного управления контрразведки «СМЕРШ» В. С. Абакумову, арестант Лошаков рассказал о том, как воспользовался предложением служить во власовской «Русской освободительной армии» и указал в числе своих наставников и советчиков не только Банщикова: «... Находясь два с половиной месяца в плену я все искал случая побега из плена на Родину. При допросах немцами мне было предложено вступить в создававшуюся 1 эскадрилью РОА. Посоветовавшись с товарищами, пленными летчиками, майором Банщиковым, майором Мартыновым, инженер-капитаном Свечниковым и ст. лейт. Лученко А., я дал свое согласие на вступление, с той целью чтобы бежать на Родину...»*.
    • Юрий
      19.08.2022 05:44
      * Оригинал Заявления Н. К. Лошакова от 10.09.1943 г. находится в Центральном архиве ФСБ России, заверенная копия – в Тимашёвском музее семьи Степановых.
    • Юрий
      19.08.2022 08:45
      По сведениям Центрального архива Министерство обороны России все перечисленные лётчики, уцелев в немецких лагерях, в конце войны были освобождены из плена. Следовательно, они могли дать показания, подтверждающие заведомо ложный характер согласия Лошакова служить в «РОА», что повлекло бы реабилитацию Николая Кузьмича уже в 1945 году. Однако показания этих свидетелей (и, по сути, даже соучастников подготовки Лошакова к побегу) почему-то никого не заинтересовали. В результате его реабилитация состоялась лишь в конце 1958 года.